Поиск по документам XX века

Loading

Пушкин по-китайски

Как часто утрата документальных свидетельств (в случаях, когда речь идет об объектах визуальных, например, архитектурных или художественных объектах) ведет к необратимой перемене внешнего вида этого объекта или же вообще к его исчезновению! История знает множество примеров, когда в отсутствие чертежей, рисунков или фотографий было невозможно восстановить какой-либо разрушенный памятник или строение. На этом месте воздвигалось нечто совсем иное, и часто не слишком удачное по своему архитектурному исполнению.

Ярким примером вышесказанному может служить один памятник в китайском Шанхае. За неполных пятьдесят лет (а что такое полвека для истории!) его дважды сносили и соответственно трижды снова ставили на постамент. Речь идет о солнце русской поэзии – великом Александре Сергеевиче Пушкине.

Это ему многочисленная русская община в Китае захотела поставить монумент в год столетия со дня смерти, в тридцать седьмом году прошлого века, чтобы, таким образом, увековечить память о знаменитом поэте. Надо сказать, в те годы русская диаспора в Поднебесной была необыкновенно многочисленна и довольно влиятельна. Русские работали в самых разных областях – на производстве, в средствах массовой информации, в торговле, они отлично адаптировались в китайском обществе, но, тем не менее, хранили свою историю и культуру. Они возводили русские кварталы и православные храмы, организовывали доставку товаров из Китая и в Китай (а вот так описывают специалисты современные способы перевозки грузов), словом, полностью ассимилировались на чужбине.

Именно эти люди и создали инициативную группу, организовали сбор подписей, собрали средства, заказали проект памятника. Открытие было весьма торжественным, сопровождалось молебном, выступлениями музыкантов, пламенными речами… Но не прошло и десяти лет, как японские оккупанты снесли памятник.

На счастье, сохранились нужные документы и чертежи, памятник полностью восстановили и… снова уничтожили во времена Культурной революции. На этот раз весь нужный пакет документов пропал, не сохранилось и уникальных фотографий, по которым можно было бы восстановить памятник. И вот в восемьдесят седьмом году памятник установили на постамент в третий раз. Но сейчас он значительно отличается от первоначального проекта, и к тому же обращен лицом на юг – так полагается по правилам китайского гостеприимства…