Поиск по документам XX века

Loading

1.1.01. Правительственное сообщение от 24 августа 1906 г.

 

Правительственное сообщение

За последние годы революционное движение проявляется с чрезвычайным напряжением. С весны этого года оно особенно усилилось. Почти не проходит дня без какого либо нового злодеяния. Военные мятежи в Севастополе 1), в Свеаборге 2), в Ревельском порте 3) и в Кронштадте 4), убийства должностных лиц и полицейских чинов, нападения, грабежи следуют один за другим. За одно нынешнее лето из числа высших должностных лиц убиты командир Черноморского флота Чухнин 5), Самарский губернатор Блок 6), Временный Варшавский генерал-губернатор, генерал от кавалерии Вонлярлярский 7), помощник Варшавского генерал-губернатора по полицейской части генерал Маркграфский 8) и командир лейб-гвардии Семеновского полка генерал-майор Мин 9). Независимо от сего, произведен ряд возмутительных, сопровождавшихся многочисленными жертвами, покушений на должностных лиц, каковы, например, покушения в Севастополе на коменданта крепости Неплюева 10) и на председателя Совета министров на Аптекарском острове 11). Наконец, полиция каждодневно терпит громадный урон убитыми и ранеными.
Преступления эти ясно доказывают, что революционные организации напрягли все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать спокойной работе правительства, расстроить его ряды и применением грубого насилия прекратить всякую работу мысли и всякую возможность созидательной жизни государства. Встревоженные этим население и общественные группы обращают свои взоры к правительству и ждут авторитетного заявления как о причинах угнетающих общественное сознание злодеяний, так и об отношении к ним государственной власти.

Ввиду этого правительство считает необходимым заявить, что еще до роспуска Государственной думы 12) революционные круги деятельно подготовляли, с одной стороны, вооруженное восстание, которое должно было, по их расчетам, осуществиться при помощи войска и флота, с другой же – всеобщее аграрное движение, обещавшее, будто бы, объять всю страну. Революционный натиск должен был быть поддержан проникшими в Государственную думу представителями крайних партий, стремившимися к захвату исполнительной власти и превращению Думы в Учредительное собрание. Успех дела в народе обеспечивался, по мнению революционеров, объездами сельских местностей и устною проповедью неприкосновенных членов Думы, из сочувствовавших их учению. В то же время имелось в виду путем всеобщей забастовки приостановить всю экономическую жизнь страны.
После роспуска Государственной думы, быстрого подавления Кронштадтского и Свеаборгского мятежей, неудачи задуманной общей забастовки и принятия решительных мер против аграрных беспорядков крайние революционные группы, желая ослабить впечатление неудачи их замыслов и не допускать творческую работу правительства, решили, путем уничтожения высших должностных лиц, произвести впечатление в стране, а на правительство навести панику. Хотя такие отдельные террористические акты знаменуют скорее бессилие революции в деле осуществления движения общего, чем успех ее, но вся обстановка подобных преступлений, по жестокости своей, располагает общество к смятению и тревоге более даже, чем длительное революционное движение.
В чем при таких обстоятельствах должна заключаться обязанность правительства и что оно должно предпринять? Ответ на это может быть один: цели и задачи правительства не могут меняться в зависимости от злого умысла преступников: можно убить отдельное лицо, но нельзя убить идею, которою одушевлено правительство. Нельзя уничтожить волю, направленную к восстановлению возможности жить в стране и свободно трудиться.
Преступная деятельность, несомненно, затрудняет достижение конечной цели, но так как эта цель не может быть поставлена в зависимость от явлений случайных, то здравый государственный разум указывает на необходимость устранить препятствия, напрячь все силы и идти вперед к решению намеченных задач. Из этого ясно, что злодейства должны пресекаться без колебаний, что если государство не даст им действительного отпора, то теряется самый смысл государственности. Поэтому правительство, не колеблясь, противопоставит насилию силу. Долг государства остановить поднявшуюся кверху волну дикого произвола, стремящегося сделать господами положения всё уничтожающие противообщественные элементы. В видах борьбы с ними местным властям даны самые определенные указания: за нерешительность по отношению к ослушникам Царской воли на них ляжет тяжелая ответственность. Администрация употребит все усилия, все предоставленные ей законом средства, чтобы остановить проповедь насилия и проявления ее на деле. Если разрушительной пропаганде удастся вызвать среди темной части населения аграрные беспорядки, то они будут остановлены вооруженною силою и ответственность за жертвы ляжет на подстрекателей.
Наряду с сим правительство не могло не обратить внимание на то, что и обыкновенное судебное производство не вполне приспособлено к обстоятельствам настоящего времени и не дает возможности достаточно быстрой репрессии за преступления, выходящие из ряда обыкновенных. Поэтому признано необходимым издать временные правила о военно-полевом суде 13) для суждения обвиняемых в наиболее тяжких преступлениях в местностях, объявленных на военном положении или в положении чрезвычайной охраны. По этим правилам судопроизводство и приведение приговора в исполнение значительно приближаются к моменту совершения преступления. Независимо от сего, ввиду развивающегося за последнее время нового тягчайшего вида преступления – пропаганды в войсках – изданы также временные правила об усилении наказуемости за этого рода преступления 14). Таким образом, болезнь, которую переживает наше Отечество, вызвала необходимость приспособления к ней государственного организма, с целью побороть зло без ущерба для жизненности государства.
Все эти мероприятия, необходимые для обеспечения свободы жить и трудиться, являются, однако, лишь средством, а не целью.
Они, несомненно, поглощают значительную часть времени и труда, которые были бы без этого посвящены государственной работе по вопросам, предуказанным с высоты Престола, но было бы величайшею ошибкою видеть в ограждении государства от преступных покушений единственную задачу государственной власти, забывая о глубоких причинах, породивших уродливые явления.
Правительство не может, как это требуют некоторые общественные группы, приостановить все преобразования, приостановить всю жизнь страны и обратить всю мощь государства на одну борьбу с крамолою, сосредоточившись на проявлениях зла и не углубляясь в его существо. Не соответствовало бы обстоятельствам и интересам России и другое, предлагаемое противниками первого мнения, решение: обратиться исключительно к проведению в жизнь освободительных реформ, рассчитывая на то, что крамола в этом случае сама собой прекратиться, потеряв всякий свой смысл. Мнение это не может быть принято уже потому, что революция борется не из-за реформ, проведение которых почитает своею обязанностью и правительство, а из за разрушения самой государственности, крушения монархии и введения социалистического строя. Таким образом, путь правительства ясен: оградить порядок и решительными мерами охранить население от революционных проявлений и, вместе с тем, напряжением всей силы государственной идти по пути строительства, чтобы создать вновь устойчивый порядок, зиждущийся на законности и разумно понятой истинной свободе.
Обращаясь к способам достижения последней цели, правительство сознает, что перед ним стоят вопросы разного порядка. Одни подлежат разрешению Государственной думы и Государственного совета, и по этим вопросам высшая администрация обязана подготовить вполне разработанные законопроекты, которые служили бы основанием для суждения в законодательных учреждениях. На это должен быть использован весь промежуток времени до созыва Государственной думы. Другие, по чрезвычайной неотложности своей, должны быть проведены в жизнь немедленно. Это такие вопросы, которые вытекают из начал, возвещенных в Высочайших Манифестах, частичное разрешение которых не может связать свободы действия будущих законодательных учреждений и направление которых уже предрешено. На первом месте в ряду этих задач стоит вопрос земельный и землеустроительный. Практический почин в этом вопросе дан Высочайшим повелением о передаче Крестьянскому поземельному банку удельных оброчных статей 15). Последующими распоряжениями правительство даст возможность местным землеустроительным комиссиям ныне же фактически начать устройство быта малоземельных крестьян как использованием во всех местностях, где существует земельная нужда, наличного земельного запаса, так и облегчением в этом отношении частной самодеятельности крестьян. Реальная работа на местах даст богатый материал будущей Государственной думе в этом в высшей степени сложном вопросе.
Ныне также будут проведены некоторые неотложные мероприятия в смысле гражданского равноправия и свободы вероисповедания. Предложено отменить отжившие ограничения, стесняющие крестьян и старообрядцев, с определением прав последних точными законодательными постановлениями. Равным образом и в области еврейского вопроса безотлагательно будет рассмотрено, какие ограничения, как вселяющие лишь раздражение и явно отжившие, могут быть отменены немедленно и какие, как касающиеся существа отношений еврейской народности к коренному населению, являются делом народной совести, почему предрешение их стеснило бы последующую работу законодательных учреждений. Расширение сети народных школ, в связи с планом введения всеобщего обучения и улучшения материального обеспечения народных учителей, уже намечены правительством к ближайшему осуществлению путем внесения на этот предмет в смету будущего года 51/2 миллионов рублей.
Насколько широка область подготовляемых законопроектов для представления в будущую Государственную думу, видно из того, что независимо от работ по замене существующих временных правил о собраниях, союзах и печати постоянными законоположениями, правительство разрабатывает в настоящее время целый ряд вопросов первостепенного государственного значения; важнейшие из них следующие:
1) о свободе вероисповедания;
2) о неприкосновенности личности и о гражданском равноправии, в смысле устранения ограничений и стеснений отдельных групп населения;
3) об улучшении крестьянского землевладения;
4) об улучшении быта рабочих и, в частности, о государственном их страховании;
5) о реформе местного управления, которое предполагается организовать таким образом, чтобы губернские и уездные административные учреждения были поставлены в непосредственную связь с преобразованными органами самоуправления, включающими и мелкую земскую единицу;
6) о введении земского самоуправления в Прибалтийском, а также Северо- и Юго-Западном крае;
7) о введении земского и городского самоуправления в губерниях Царства Польского;
8) о преобразовании местных судов;
9) о реформе средней и высшей школы;
10) о подоходном налоге;
11) о полицейской реформе, направленной, между прочим, к слиянию общей и жандармской полиций;
12) о мерах исключительной охраны государственного порядка и общественного спокойствия, с объединением нынешних различных видов исключительной охраны в одном законе.
Наконец, рядом с этим, деятельно продолжаются подготовительные работы по предстоящему, согласно Высшему повелению, созыву Всероссийского Поместного церковного собора.
Поставив себе целью безусловное поддержание и упрочение порядка и одновременное подготовление и проведение необходимых преобразований и твердо надеясь на успешность работы будущих сессий законодательных учреждений, правительство вправе рассчитывать на сочувствие благоразумной части общества, жаждущей успокоения, а не разрушения и распада государства. Со своей стороны, правительство считает для себя обязательным не стеснять свободно высказываемого общественного мнения, будь то печатным словом или путем общественных собраний. Но если этими способами разумного проявления общественного сознания воспользуются для проведения идей революционных, то правительство, не колеблясь, должно будет и впредь предъявлять своим агентам безусловные требования всеми законными мерами ограждать население от обращения орудия просвещения и прогресса в способ пропаганды разрушения и насилия.

Правительственный вестник.
1906. 24 августа (6 сентября). № 190.

Примечания:

1) Севастопольское восстание 11-16 ноября 1905 г. явилось откликом на политическую забастовку в Петербурге. Восставшие матросы подняли на броненосце «Очаков» красное знамя; командование над восставшей частью Черноморского флота принял лейтенант П.П. Шмидт. К матросам примкнули рабочие порта и солдаты местного гарнизона. Восстание было подавлено вице-адмиралом Г.П. Чухниным.

2) Восстание в крепости Свеаборг (близ Гельсингфорса) вспыхнуло стихийно в ночь с 17 на 18 июля 1906 г. В нем приняло активное участие 7 артиллерийских рот. Восставшие выдвигали лозунги свержения самодержавия, свободы народу, передачи земли крестьянам. В поддержку выступили рабочие Финляндии: 18 июля в Гельсингфорсе, а затем и в других городах началась всеобщая забастовка. Восстание продолжалось три дня. 20 июля, после обстрела крепости военными кораблями, оно было подавлено. По приговору суда 43 участника восстания было казнено и несколько сот отправлено на каторгу и заключено в тюрьмы.

3) Возможно, имеются в виду октябрьские события 1905 г. в Ревеле, когда забастовка рабочих, начавшаяся 13 октября и продолжавшаяся вплоть до 25 октября, парализовала всю жизнь в городе. 14 октября в городе бастовало уже до 12 тыс. чел. Шла подготовка вооруженного восстания, на местных оружейных складах захватывали оружие. В городе начались беспорядки, грабежи. Занятия в учебных заведениях были прекращены. Прервалось железнодорожное сообщение Ревеля с другими городами. Потеряв контроль над ситуацией, городская дума предложила передать охрану города в руки рабочих. Те согласились на условиях освобождения политических заключенных и удаления с улиц солдатских патрулей. 15 октября арестованные по политическим мотивам были освобождены, однако солдатские патрули не только не были удалены, но и расстреляли участников состоявшегося 16 октября митинга (убито свыше 100 чел.).

4) 18-20 июля 1906 г. в Кронштадте произошло военное восстание. 19 июля в городе было введено осадное положение. В ходе подавления восстания было казнено 29 его участников, 119 чел. – отправлено на каторгу, 432 чел. – заключено в тюрьму.

5) Чухнин Г.П. (1848-1906) – главный командир Черноморского флота, вице-адмирал. Покушение на него было совершено 27 января 1906 г. членом летучего отряда Южной области партии эсеров Е.А. Измайлович. Чухнин остался невредим. По его приказу Измайлович была расстреляна на месте. 28 июня 1906 г. Чухнин был убит матросом Я.С. Акимовым.

6) Блок И.Л. – самарский губернатор, был убит 21 июля 1906 г.

7) Временный варшавский генерал-губернатор Вонлярлярский был убит 14 ав-густа 1906 г. в Варшаве.

8) Помощник варшавского генерал-губернатора по полицейской части, генерал Маркграфский был убит 21 июля 1906 г. на станции «Отвоцк» вблизи Варшавы.

9) Мин Г.А. (1855-1906) – полковник; с 1904 г. командир лейб-гвардии Семеновского полка. Один из руководителей подавления вооруженного восстания в Москве в декабре 1905 г. Автор инструкции «арестованных не иметь и действовать беспощадно», которая была дана карательной экспедиции, действовавшей на Московско-Казанской железной дороге. За подавление восстания был произведен в генерал-майоры. Убит в Петергофе 13 августа 1906 г. эсеркой З.В. Коноплянниковой.

10) Неплюев В.С. – генерал, комендант Севастопольской крепости.

11) Имеется в виду взрыв, произведенный эсерами-максималистами на даче Столыпина 12 августа 1906 г., в результате которого было убито 27 чел. и ранено более 30. Тяжелые травмы получила дочь Столыпина и был контужен его сын.

12) I Государственная дума была распущена Указом Николая II 8 июля 1906 г.

13) Военно-полевые суды были введены указом 19 августа 1906 г. в порядке ст. 87 Основных законов для ускорения судопроизводства по делам о военных и гражданских лицах, обвиняемых в убийствах, разбое, грабеже, нападении на военных, полицейских и должностных лиц и в других тяжких преступлениях, в тех случаях, когда «за очевидностью преступления нет необходимости в дополнительном расследовании». 20 августа были введены Правила применения этого указа (3 ПСЗ. Т. 26. № 28258). Законопроект разработан главным военным прокурором В.П. Павловым при участии министра юстиции И.Г. Щегловитова. Введение военно-полевых судов допускалось в местностях, объявленных на военном положении или положении чрезвычайной охраны. Военно-полевой суд в составе 5 офицеров рассматривал дело при закрытых дверях и не позже чем через 2 суток выносил приговор, который сразу получал законную силу и в течение 24 час. приводился в исполнение. Положение утратило законную силу 20 апреля 1907 г. после созыва II Государственной думы, так как не было внесено на ее рассмотрение.

14) 18 августа 1906 г. Николай II утвердил положение Совета министров об усилении наказаний за революционную пропаганду в армии и на флоте. Виновные подвергались наказанию каторгою сроком не менее 6 лет (См.: Собрание узаконений. 1906. Отд. I. 2-е полугодие. Ст. 1349).

15) Крестьянский поземельный банк – по форме кредитное, а по существу землеустроительное учреждение, преследовавшее цель расширения крестьянского землевладения. Положение о Банке утверждено 18 мая 1882 г. Банк находился в ведении Министерства финансов; его центральное управление сосредоточивалось в Совете, состоявшем из управляющего и трех членов по назначению министра финансов. Повеление о передаче Банку удельных оброчных статей было Высочайше утверждено 12 августа 1906 г.


Электронную версию документа предоставил Фонд изучения наследия П.А.Столыпина

www.stolypin.ru/

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
24 августа, 1906 г.