Поиск по документам XX века

Loading

Содоклад Бюджетной Комиссии Совета Союза. Докладчик депутат Николаева К. И. (26 мая 1939 г.)

Андреев А. А. (Председатель). Заседание Совета Союза объявляю открытым. В порядке дня содоклад Бюджетной Комиссии и обсуждение государственного бюджета СССР на 1939 г.

Слово предоставляется докладчику Бюджетной Комиссии депутату К. И. Николаевой.

Николаева К. И. Товарищи депутаты! Бюджетная Комиссия Совета Союза рассмотрела государственный бюджет СССР на 1939 г. и имеет дать по бюджету свое заключение.

Государственный бюджет Союза Советских Социалистических Республик на 1939 г., принятый Советом Народных Комиссаров Союза Советских Социалистических Республик и представленный па утверждение Третьей Сессии Верховного Совета, подробно был доложен Народным Комиссаром Финансов СССР тов. Зверевым, поэтому мне нет надобности останавливаться на всех разделах и статьях бюджета.

Государственный бюджет отражает намеченные планом второго года третьей сталинской пятилетки грандиозные задачи 

[8]

социалистического хозяйственного и культурного строительства, подъем материального благосостояния трудящихся, дальнейшее укрепление обороноспособности нашего Советского государства.

В итоге успешного выполнения плана первой и второй пятилеток в Советском Союзе построен в основном социализм, ликвидированы эксплоататорские классы и уничтожены причины, порождающие эксплоатацию человека человеком.

Союз Советских Социалистических Республик вступил в новую полосу своего развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму. Величественные, захватывающие перспективы победоносного движения нашей страны вперед указаны в докладе нашего вождя и учителя товарища Сталина на XVIII съезде нашей партии.

В докладе товарища Сталина, в решениях XVIII съезда нашей партии и в принятом съездом третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства начертана грандиозная программа дальнейшего хозяйственного, оборонного и культурного строительства и с предельной четкостью и глубиной определены политические и экономические задачи Союза Советских Социалистических Республик.

На выполнении этих задач сосредоточено внимание всех наших партийных, советских, хозяйственных и общественных организаций, всего нашего советского народа. Этому должен отвечать и наш бюджет.

Бюджет Советского государства является в руках партии и Правительства важнейшим рычагом мобилизации и перераспределения средств на дело социалистического строительства. Наш бюджет неразрывно связан с социалистическим хозяйством. Он является неотъемлемой и очень важной частью народнохозяйственного плана. Вот почему мы должны рассматривать бюджет в тесной связи с развитием народного хозяйства, с экономикой нашей страны. Товарищ Сталин на XVIII съезде нашей партии сказал:

«Мы перегнали главные капиталистические страны в смысле техники производства и темпов развития промышленности. Это очень хорошо. Но этого мало. Нужно перегнать их также в экономическом отношении».

XVII! съезд нашей партии принял указания товарища Сталина. В резолюции съезда о третьем пятилетием плане развития народного хозяйства СССР говорится:

«Теперь, когда СССР сложился как социалистическое государство, закончил в основном техническую реконструкцию

[9]

народного хозяйства и по уровню техники производства в промышленности и сельском хозяйстве стоит впереди любой капиталистической страны Европы, — теперь мы можем и должны ЕО весь рост практически поставить и осуществить решение основной экономической задачи СССР: догнать и перегнать также в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и Соединенные Штаты Америки, окончательно решить эту задачу в течение ближайшего периода времени».

В осуществлении этой важнейшей задачи огромная роль принадлежит нашим советским финансам и нашему социалистическому бюджету. Детально рассмотрев все доходные и расходные статьи принятого Советом Народных Комиссаров СССР бюджета на 1939 г., Бюджетная Комиссия Совета Союза отмечает, что он полностью отвечает политическим и экономическим задачам нашей страны*

Правительство правильно предусмотрело в бюджете соответствующие ассигнования на промышленность, на сельское хозяйство, на транспорт, на торговлю, на оборону нашей родины, на просвещение, на здравоохранение и на другие социально-культурные мероприятия.

Доходы подсчитаны правильно и полно. Таково, товарищи депутаты, мнение Бюджетной Комиссии о государственном бюджете.

Государственный бюджет Союза Советских Социалистических Республик на 1939 г. принят Советом Народных Комиссаров СССР по доходам в сумме 155 606 806 тыс. руб. и по расходам в сумме 154 956 806 тыс. руб., т. е. с превышением доходов над расходами на 650 млн. руб.

Эти цифры бюджета отражают расцвет и могущество нашей родины, говорят о неуклонном экономическом подъеме нашей социалистической страны. В то время когда капиталистический мир снова треплет лихорадка экономического кризиса, наша прекрасная социалистическая родина твердо идет по намеченному партией Ленина—Сталина пути к полному торжеству коммунизма.

В основе роста нашего бюджета лежит рост хозяйства, увеличение накоплений наших социалистических предприятий, подъем материального благосостояния населения. 1939 год является для нас годом дальнейшего подъема промышленности, транспорта» сельского хозяйства и товарооборота. Валовая продукция

[10]

промышленности, включая наркоматы местной промышленности союзных республик, должна вырасти в текущем году на 15,5 %.

Решающим источником доходов государственного бюджета являются платежи социалистического хозяйства — налог с оборота и отчисления от прибылей. В сравнении с поступлениями прошлого года налог с оборота увеличивается на 15 %, а отчисления от прибылей по всему народному хозяйству увеличиваются на 66,7 %. Такое увеличение отчислений в бюджет от прибылей есть результат повышающейся рентабельности наших предприятий, роста их накоплений. Некоторые очень важные отрасли промышленности — каменноугольная, текстильная, торфяная, резиновая—в результате проведенных Правительством мероприятий стали рентабельными и дадут бюджету солидный доход в виде отчислений от прибылей. Сама прибыль предприятий повышается не только от увеличения производства продукции и повышения ее качества, но вместе с этим и от снижения себестоимости. По основным промышленным наркоматам накопления от снижения себестоимости должны составить в 1939 г. 2,9 млрд. руб. Выполнение задания по снижению себестоимости продукции, борьба с потерями и с бесхозяйственными расходами даст стране огромные дополнительные ресурсы, умножит ее богатства. Всем нам надо крепко работать над тем, чтобы в 1939 г. задания по снижению себестоимости и по мобилизации внутренних ресурсов были выполнены целиком и полностью. Снижение себестоимости, рост накоплений предприятий обеспечиваются постоянным ростом производительности труда, крепкой трудовой дисциплиной, полной ликвидацией потерь и простоев на производстве, а также полным использованием внутренних ресурсов, имеющихся у каждого наркомата, у каждого предприятия.

После решений XVIII съезда нашей партии широко развертывается социалистическое соревнование имени Третьей сталинской пятилетки. Этот огромный производственный подъем, развертывание социалистического соревнования и стахановского движения являются лучшим доказательством того, что задачи, поставленные во втором году третьей пятилетки, могут быть выполнены и перевыполнены.

Крупным источником дохода нашего бюджета являются государственные займы. Поступления в бюджет от займов возрастают в текущем году на 31,1 %. Подписчиками наших займов являются свыше 50 млн. трудящихся нашей страны. Достаточно сказать,

[11]

что за две пятилетки от займов получено около 25 млрд. руб. Это показывает, что советский государственный кредит завоевал себе прочное место в бюджете, широкую симпатию и популярность среди нашего трудящегося населения.

Но возможности в этом отношении используются еще не полностью. Из-за неудовлетворительной работы сберегательных касс ежегодно не привлекаются десятки и сотни миллионов рублей. Чрезвычайно медленно развертывается работа по организации новых сберегательных касс. Правительство на 1939 г. утвердило план открытия 10 тыс. новых сберегательных касс, а фактически в I квартале открыто 945 сберегательных касс. Плохо организована работа комиссий содействия госкредиту и сберегательному делу.

Народному Комиссариату Финансов и его органам на местах нужно улучшить работу по привлечению вкладов и развертыванию сети новых сберегательных касс.

Перехожу к расходной части бюджета. Самая крупная статья расходов нашего бюджета—это затраты на народное хозяйство. Значительно возрастают ассигнования на промышленность, сельское хозяйство и другие отрасли.

Предусмотренные в бюджете средства на народное хозяйство направляются главным образом на капитальные вложения. Государственный бюджет финансирует почти три четверти всех капитальных работ этого года, причем больше половины бюджетных ассигнований на капитальное строительство идет в промышленность и в первую очередь в тяжелую промышленность.

В связи с вводом в действие новых предприятий, расширением производства и товарооборота в бюджете предусмотрена также крупная сумма на увеличение оборотных средств промышленности, сельского хозяйства, транспорта и торговли.

Бюджетная Комиссия считает вполне правильным такой большой рост ассигнований на развитие всех отраслей народного хозяйства. Это нужно для выполнения плана 1939 г., для успешного решения в ближайшем будущем основной экономической задачи СССР.

Я особо хочу остановиться на культурных расходах.

Большевистская партия и Советская власть проявляют величайшую заботу о народе. Эта забота о трудящихся особо наглядно видна на примере бюджетных ассигнований на социально-культурные мероприятия, на удовлетворение культурных и материально-бытовых запросов населения. В 1939 г. ассигнования

[12]

на эту цель составят 38 564 млн. руб., в том числе больше 21 млрд. руб. пойдет на просвещение, 8 893 млн. руб. — на здравоохранение (включая физкультуру), 1 млрд. руб. — на выдачу пособий многодетным матерям, 5 278 млн. руб. — на государственное социальное страхование и 2 342 млн. руб.—на социальное обеспечение.

Цифры говорят сами за себя. Эти ассигнования обеспечат дальнейший подъем культурного уровня нашей страны.

На эти средства в текущем году должны быть построены тысячи новых школ, больниц, детских садов, яслей и других учреждений.

Задача всех советских органов заключается в том, чтобы эти огромные средства, отпускаемые по бюджету на культуру, были использованы полностью и правильно. К сожалению, надо отметить здесь, что некоторые наркоматы (Наркомат здравоохранения и др.) в прошлом году неудовлетворительно выполнили план социально- культурного строительства.

Товарищи депутаты! Укрепление обороны нашей социалистической родины требует больших ассигнований. Расходы на оборону по бюджету 1939 г. определены в 40 885 млн. руб.

Можно с уверенностью сказать, что эти ассигнования на нужды обороны нашего государства встретят всеобщее одобрение депутатов Верховного Совета и всего советского народа.

«...наша страна, — говорил товарищ Сталин на XVIII съезде нашей партии, — неуклонно проводя политику сохранения мира, развернула вместе с тем серьезнейшую работу по усилению боевой готовности нашей Красной армии, нашего Красного Военно-Морского флота».

Мы не хотим войны, никому не угрожаем и не собираемся угрожать, но мы всегда помним о капиталистическом окружении и поэтому всегда укрепляем и будем укреплять обороноспособность нашей прекрасной родины. Пусть же знают фашистские провокаторы войны и их пособники из так называемых демократических государств, что мы не боимся угроз и готовы ответить двойным ударом на удар поджигателей войны, если они посмеют нарушить наши священные советские границы.

Велика и могущественна наша прекрасная социалистическая родина. Могуч и непобедим наш замечательный советский народ, руководимый большевистской партией и нашим великим товарищем Сталиным. (Продолжительные аплодисменты.)

Если потребуется, мы дадим на оборону не 40 млрд. руб., а больше! (Аплодисменты.)

[13]

Бюджетная Комиссия одобряет расходы на оборону в сумме 40 885 млн. руб. и выражает уверенность в том, что Сессия единодушно утвердит их. (Аплодисменты.)

Товарищи депутаты! Последовательно проводимая нашей партией ленинско-сталинская национальная политика создала между народами, населяющими Союз Советских Социалистических Республик, нерушимую дружбу, объединила народы под великим знаменем Маркса—Энгельса—Ленина—Сталина.

Отсталые в прошлом народы, освободившись от вековой эксплоатации и гнета царизма, совершили коренную перестройку своего хозяйства, добились огромного роста благосостояния и небывалого подъема культуры. Все наши союзные социалистические республики развиваются невиданно быстрыми темпами.

Огромное значение в развитии республик имеет советский бюджет. Финансовая база республик из года в год растет и крепнет.

В этом году объем государственных бюджетов союзных республик, включая местные бюджеты, составляет 38644 млн. руб., из которых больше двух третей направляется на социально-культурные мероприятия. Это обеспечит новый рост хозяйственного и культурного строительства во всех союзных советских социалистических республиках.

Рассмотрев при участии Наркомфина, а также представителей отраслевых наркоматов и правительств союзных республик все статьи доходов и расходов государственного бюджета Союза ССР на 1939 г., Бюджетная Комиссия Совета Союза считает возможным внести в бюджет следующие поправки:

По доходам:

Увеличить общую сумму доходов государственного бюджета СССР на 1939 г. на 491 млн. руб. В том числе:

налог с оборота на       327,8 млн. руб.

отчисления от прибылей на   56,6 млн. руб.

средства государственного социального страхозания на       16 млн. руб.

разные доходы и поступления на . . . 100,4 млн. руб.

Одновременно Бюджетная Комиссия снизила остатки неиспользованных бюджетных средств на 1 января 1939 г. на 9,2 млн. руб., налоговые поступления—на 0,6 млн. руб.

Добавляемая сумма налога с оборота складывается из поступлений: по Наркомату пищевой промышленности—115 млн. руб.,

[14]

по Наркомату мясной и молочной промышленности—16,8 млн. руб., по Наркомату текстильной промышленности—44 млн. руб., по Наркомату заготовок—125 млн. руб., по наркоматам топливной, химической и легкой промышленности и по Наркомату электростанций и электропромышленности вместе взятым—27 млн. руб.

Дополнительная сумма отчислений от прибылей складывается из поступлений: по Наркомату электростанций и электропромышленности—10 млн. руб., по Наркомату пищевой промышленности— 38 млн. руб., по Наркомату текстильной промышленности—8 млн. руб., по Наркомату торговли—15,8 млн. руб.

В то же время Бюджетная Комиссия уменьшила в общей сложности на 15,2 млн. руб. отчисления от прибылей отдельных наркоматов и хозяйственных организаций.

По расходам:

Бюджетная Комиссия считает необходимым уменьшить общую сумму расходов государственного бюджета на 152,6 млн. руб.

Наиболее крупные сокращения бюджетных ассигнований касаются: Наркомзага—103,6 млн. руб., Наркомзема (по финансированию МТС)—41,4 млн. руб., Наркомпищепрома—31,2 млн. руб., Наркомхимпрома—16,2 млн. руб., Наркомторга—10 млн. руб. и т. д.

Наряду с этим Бюджетная Комиссия увеличила расходы по отдельным наркоматам и республикам. 4

Управленческие расходы по центральным наркоматам и ведомствам сокращены на общую сумму 13 010 тыс. руб., в том числе: по Наркомату мясной и молочной промышленности—на 9 884 тыс. руб., по Наркомату легкой промышленности—на 2 220 тыс. руб. и др.

Целесообразность предлагаемых Бюджетной Комиссией поправок как по доходам, так и по расходам тщательно проверялась в каждом отдельном случае и не вызывает у нас никаких сомнений. Необходимость этих поправок обусловлена в основном следующими причинами:

1) неточностями, допущенными Наркомфином при определении доходов и расходов ряда наркоматов, недоучетом возможности мобилизации их внутренних ресурсов;

2) уточнением отдельных расчетов на основе данных годовых отчетов и сведений об исполнении производственных заданий, финансовых планов и смет в I квартале и в апреле 1939 г.;

3) выявлением новых источников доходов, пропущенных Наркомфином.

[15]

Приведу отдельные примеры. При исчислении налога с оборота по Главному управлению пивоваренной промышленности Наркомфин произвел не совсем правильные подсчеты, в результате чего налог с оборота был исчислен на 40 млн. руб. меньше, чем следовало, а при определении отчислений от прибылей этого же главка Наркомфин не учел изменения цен на пиво, в результате чего этот главк получал дополнительные прибыли.

По Наркомату электростанций и электропромышленности увеличиваются поступления в бюджет на 15 млн. руб.

Почему? Потому что Наркомфином при исчислении налога с оборота не были учтены обороты главка—Главкабеля, а прибыли по Наркомату электростанций и электропромышленности были исчислены исходя из заниженного среднего тарифа.

При рассмотрении расходной части бюджета было установлено, что по ряду наркоматов амортизационные отчисления учтены не полностью.

По Наркомтоппрому недоучтено 1 470 тыс. руб., по Наркомату электростанций и электропромышленности—5 200 тыс. руб., по Наркомпищепрому—31 200 тыс. руб., а по Наркомхимпрому оказались заниженными и амортизационные отчисления на 6 200 тыс. руб. и задание по мобилизации внутренних ресурсов в капитальном строительстве на 10 млн. руб.

Все эти суммы представляют дополнительные источники финансирования капитальных работ. Следовательно, бюджетные ассигнования перечисленным наркоматам должны быть соответственно сокращены.

8 марта текущего года Совет Народных Комиссаров Союза ССР и Центральный Комитет нашей партии установили новый порядок выплаты премий бригадирам тракторных бригад и их помощникам. Но Наркомфин не отразил этого решения в бюджете. Между тем проведение в жизнь нового порядка выплаты премий сократит расходы МТС на 41,4 млн. руб.

Эти факты говорят о том, что в финансах некоторых хозяйственных наркоматов все еще нет должного порядка, а работники Наркомфина, призванные стоять на страже интересов государственного бюджета, беречь каждый государственный рубль, проявляют невнимательность, в ряде случаев недостаточно знают хозяйство.

Бюджетная Комиссия подробно рассмотрела также бюджеты союзных советских социалистических республик и внесла в них

[16]

некоторые поправки. Постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 29 апреля 1939 г. была повышена заработная плата председателям и секретарям сельсоветов. Предусмотренная в бюджете сумма на эти цели оказалась недостаточной. Поэтому Бюджетная Комиссия, проверив это совместно с Наркомфином и представителями республик, сочла возможным увеличить суммы, предусмотренные в бюджете на зарплату председателям и секретарям сельсоветов, на 48,5 млн. руб.

В соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР были увеличены также ассигнования на повышение зарплаты зоотехническим и ветеринарным работникам.

На указанные и некоторые другие нужды Бюджетная Комиссия предлагает увеличить ассигнования по республиканским и местным бюджетам на 77 757 тыс. руб., в том числе: по РСФСР—на 34 млн. руб., по Украинской ССР—на 10,8 млн. руб., по Белорусской ССР—на 4 136 тыс. руб., по Азербайджанской ССР—на 1 254 тыс. руб., по Грузинской ССР—на 2 487 тыс. руб., по Армянской ССР—на 3 855 тыс. руб., по Узбекской ССР—на 14 926 тыс. руб., по Таджикской ССР— на 1 745 тыс. руб., по Казахской ССР—на 3 939 тыс. руб., по Киргизской ССР—на 881 тыс. руб.

Вместе с тем сокращены ассигнования по Туркменской ССР на 266 тыс. руб.

В результате всех изменений доходы бюджета увеличиваются на 491 млн. руб., а расходы сокращаются на 152,6 млн. руб.

Общая сумма дополнительных свободных средств составляет, таким образом, 643,6 млн. руб., которые Бюджетная Комиссия предлагает передать в резервный фонд Совета Народных- Комиссаров Союза ССР.

С учетом всех этих поправок, если они будут приняты Сессией Верховного Совета, государственный бюджет СССР на 1939 г. составит: по доходам—156097 829 тыс. руб., по расходам— 155 447 829 тыс. руб.

Превышение доходов над расходами остается в сумме, принятой Совнаркомом СССР, т. е. 650 млн. руб.

Как видите, товарищи депутаты, бюджет, внесенный Совнаркомом на ваше утверждение,—огромный бюджет. Такой бюджет возможен только в стране социализма, где все богатство принадлежит народу, а не кучке капиталистов. Такого бюджета нет и не может быть ни в одной капиталистической стране.

[17]

Наш бюджет, кйк я уже сказала раньше, опирается на растущее из года в год социалистическое хозяйство. Из этого источника он черпает основную массу своих доходов. Но это отнюдь не значит, что платежи в бюджет поступят самотеком. Товарищ Сталин учит нас, что победы сами не приходят, их надо организовывать, их надо завоевывать.

Выполнение 156-миллиардного бюджета будет обеспечено в том случае, если все руководители хозяйственных и советских организаций, профсоюзные работники по государственному социальному страхованию будут строго соблюдать бюджетную дисциплину, полностью и в срок выполнять свои финансовые обязательства перед государством.

К сожалению, еще довольно часто приходится наблюдать факты грубого нарушения бюджетной дисциплины, беззаботного отношения к выполнению государственных обязательств.

Взять, к примеру, Наркомторг СССР. В 1938 г. он недодал в государственный бюджет свыше 400 млн. руб. налога с оборота.

За 4 месяца текущего года организации Наркомторга задолжали государству по налогу с оборота несколько десятков миллионов рублей. В то же время они имели потерь в истекшем году свыше 180 млн. руб., из которых перерасход по издержкам обращения составил 42 млн. руб.

В результате невыполнения производственного плана, в результате больших потерь и убытков Наркомзаг за 1938 г. также недодал в бюджет крупные суммы по налогу с оборота и отчислениям от прибылей. План накоплений за прошлый год Наркомзаг недовыполнил на 240 млн. руб., а в то же время фонд зарплаты перерасходовал более чем на 200 млн. руб.

Эти цифры говорят о том, что некоторые наши хозяйственные руководители еще не научились беречь и экономить государственные средства. Ворочая миллионами, они не беспокоятся о копейках, забывают при этом простую истину, что из копеек складываются рубли, из рублей—тысячи, а из тысяч — миллионы.

Возможности для полного выполнения государственных обязательств имеются у каждого наркомата, у каждого предприятия. Рассматривая бюджет, мы убедились, что наши хозяйственники располагают огромными резервами для улучшения своей работы. На ряде наших предприятий еще недопустимо велик брак,

[18]

пережоги топлива, перерасход сырья, простои оборудования. Для иллюстрации этого можно привести несколько фактов.

Например, по Наркомату черной металлургии бесхозяйственные расходы составили в 1938 г. свыше 600 млн. руб. Одни только потери от брака выразились в сумме 383 млн. руб. В I квартале 1939 г. брак на металлургических заводах только по двум главкам (Главспецсталь и Главтрубосталь) обошелся государству в 38 млн. руб., а пережоги топлива за это же время составили 47 тыс. т. Если к этому прибавить утечку газа вследствие неисправности газопроводов, потери руды, запасы омертвленных ценностей, то станет понятным, какими огромными возможностями располагает эта важнейшая отрасль народного хозяйства для мобилизации внутренних ресурсов.

А вот другой пример. По Наркомату электростанций и электропромышленности потери и бесхозяйственные расходы в истекшем году выразились в сумме 199 млн. руб. Это в два с половиной раза превышает сумму экономии от снижения себестоимости продукции, которую наркомат должен получить по плану в 1939 г. Сверхплановые пережоги топлива по электростанциям и электропромышленности составили в прошлом году 717 тыс. т условного топлива, а в I квартале 1939 г.—47 тыс. т. Наркомат не организовал настоящей борьбы за экономию электроэнергии. В результате потерн электроэнергии в сети за прошлый год составили 130 млн. квт-ч, а перерасход энергии на собственные нужды превысил установленную Правительством норму на 82,9 млн. квт-ч.

Много недостатков наблюдается в работе МТС. Наши МТС располагают огромным тракторным парком, великолепными техническими силами, техническим оборудованием. Но используются тракторы не всегда полностью. В 1938 г. имели место большие перерасходы по горючему и смазочным материалам. Эти перерасходы составили свыше 140 млн. руб., а перерасходы на ремонт тракторов составили 370 млн. руб.

Все это говорит о том, что некоторые хозяйственники мало вникают в экономику производства и в финансы, недостаточно борются за укрепление хозяйственного расчета и снижение стоимости продукции. Надо объявить решительную борьбу против бесхозяйственности, потерь, брака и убытков. Государство не может и не будет постоянно покрывать прорывы отдельных пред-приятий и организаций бюджетными средствами.

[19]

В докладе на XVIII съезде партии глава Советского Правительства товарищ Молотов говорил:

«Нужно на деле обеспечить внимание к экономике, к стоимости производимых продуктов. Нужно хорошо знать, во что обходится государству работа каждого предприятия, каждой организации. Между тем, у нас и теперь найдутся такие хозяйственные руководители, которые считают ниже своего достоинства заглядывать в баланс, изучать отчетность, заботиться о хозрасчете. С этой беззаботностью и экономической безграмотностью надо решительно покончить, как с антигосударственной и антибольшевистской практикой. Тогда у нас исчезнут многие факты бесхозяйственности».

Из этого указания Председателя Совета Народных Комиссаров СССР товарища Молотова обязаны сделать практические выводы все наши хозяйственники; из этого также необходимо сделать выводы и профсоюзным организациям, которые обязаны всемерно бороться с потерями на производстве, бороться за укрепление трудовой дисциплины.

Наша промышленность и сельское хозяйство оснащены первоклассной техникой. Надо, чтобы замечательные машины работали без простоев, использовались полностью.

Советская страна обладает огромными богатствами. Это каждый видит и знает. Мы располагаем колоссальными внутренними ресурсами, которые надо умело использовать на каждом маленьком и большом участке нашей производственной работы.

Товарищи депутаты! В процессе рассмотрения бюджета выявился ряд недостатков и в работе Наркомфина. Я должна сказать, что Наркомфин значительно улучшил свою работу, и Бюджетная Комиссия получила большую помощь от работников Наркомфина при рассмотрении бюджета. Однако в работе Наркомфина имеется еще ряд недостатков. Вот пример. В связи с изменением цен на ткани Наркомату заготовок нужно было отпустить дополнительные средства на приобретение мешков. Наркомзаг на эти расходы вначале просил 11 млн. руб., а Наркомфин Союза определил их в 117 млн. руб. Когда Бюджетная Комиссия сократила эти расходы на 106 млн. руб., тогда Наркомзаг поставил вопрос о 22 млн. руб. Бюджетная комиссия оставила Наркомзагу 22 млн. руб., а излишние 95 млн. руб. исключила из бюджета. Этот факт свидетельствует о том, что Наркомфин не всегда хорошо знает действительные нужды хозорганов.

[20]

Наркомфин иногда однородные вопросы разрешает для различных ведомств по-разному. Так, например, на расходы, связанные с рабочим изобретательством, пяти наркоматам—Наркомпищепрому, Наркомату рыбной промышленности, Наркомату мясной и молочной промышленности, Наркомлегпрому и Наркомату текстильной промышленности — Наркомфин предусмотрел ассигнования из бюджета, а в остальных наркоматах эти расходы производятся за счет средств самой промышленности.

Различный подход к финансированию мероприятий по изобретательству объясняется не специфическими особенностями отдельных ведомств, а тем, что финансовые планы этих наркоматов рассматриваются в различных отделах Наркомфина. В Наркомфине, по-видимому, нет нужной увязки в работе между отдельными частями аппарата: один отдел часто не знает, что делает другой.

Аппарат Наркомфина Союза слабо знает хозяйство республик, а отсюда нередко допускаются просчеты и ошибки. В бюджете Таджикской ССР одна и та же сумма доходов от коммунальных предприятий—600 тыс. руб. — записана дважды: вначале по статье доходов от предприятий коммунального хозяйства, а затем по статье «прочие доходы». По ряду республик то завышены, то занижены остатки неиспользованных бюджетных средств на 1 января 1939 г.

Эту нечеткость в работе Наркомфина, несомненно, надо устранить. Наркому финансов тов. Звереву надо обратить внимание на это и заставить работников Наркомфина лучше изучать экономику и финансы республик.

В бюджете, который был представлен на заключение Бюджетной Комиссии Совета Союза, не был учтен ряд новых доходов и расходов, вытекающих из решений Совета Народных Комиссаров СССР и Экономсовета, состоявшихся до принятия Правительством бюджета.

Так, 27 февраля 1939 г. Экономсовет изменил цены на пиво, что увеличило накопления Наркомпищепрома на 17,4 млн. руб. Наркомфнну следовало учесть эти новые доходы Наркомпищепрома и отразить их в бюджете, но он этого не сделал.

Другой случай. Экономсовет при Совнаркоме СССР постановлением от 14 апреля сего года увеличил внелимитные затраты по Наркомпищепрому Союза на 9 млн. руб. (на строительство складов). Эти расходы Наркомфином также не были отражены.

Бюджетная Комиссия считает, что в бюджете должны отражаться все доходы и расходы, вытекающие из решений Правительства, принятых до рассмотрения бюджета Советом Народных Комиссаров.

[21]

Не упорядочено в Наркомфине дело финансирования расходов па содержание органов государственного управления. Финансирование этих мероприятий производится всеми отраслевыми отделами. В результате единой методологии для определения размеров ассигнований на различные виды управленческих расходов нет. Поэтому одни ведомства получают средств, скажем, на конторские, почтовые, телеграфные, телефонные расходы значительно больше, чем другие.

Было бы, конечно, неправильно рассуждать, что при определении затрат на управление следует исходить из единой нормы расходов для всех ведомств, не учитывая специфических особенностей тех или иных наркоматов. Но по таким расходам, как содержание автотранспорта, аренда помещений, можно было бы применять единые нормы, а сейчас в этом деле все-таки имеется разнобой.

Заявки наркоматов на управленческие расходы Наркомфин иногда принимает к финансированию без тщательной проверки. Только этим и можно объяснить тот факт, что Наркомфин включил в бюджет на управленческие расходы по Наркомату мясной и молочной промышленности на 8,5 млн. руб. больше потребности. Бюджетная Комиссия исправила эту ошибку Наркомфина СССР, исключила из сметы Наркомата мясной и молочной промышленности излишние средства.

На Второй Сессии Верховного Совета СССР указывалось на ряд недочетов в финансировании подготовки кадров. К сожалению, часть из них не устранена и до сих пор. Контингенты учащихся в вузах и техникумах некоторыми наркоматами несколько завышаются, вследствие чего в сметах создаются резервы, которые расходуются нецелесообразно.

Так, по вузам Наркомсовхозов СССР переходящий контингент по плану на 1 января 1939 г. был принят в количестве 9 741 человек, а по отчету оказалось 9 336 человек. По вузам Наркомзема СССР плановый контингент составлял 31 148 человек, а по отчету—29921 человек.

Ненормальность этого положения очевидна. Необходимо вновь указать наркоматам на недопустимость завышения контингентов. Наркомфину нужно обеспечить такую систему отчетности и такой метод рассмотрения смет, которые дали бы возможность избежать этих неточностей.

До сих пор не упорядочен вопрос о подготовке кадров через курсовую сеть, В этом важнейшем деле, на которое затрачиваются

[22]

большие средства, нет единой системы и твердого порядка. Контингента учащихся на курсах часто планируются наркоматами с завышением и без увязки с действительными потребностями хо- хозяйства в подготавливаемых кадрах.

По-прежнему плохо обстоит с этим в системе Наркомзема СССР. Уже заканчивается первое полугодие 1939 г., а Наркомзем до сих пор не имеет сводного годового отчета о расходах за прошлый год на подготовку трактористов, комбайнеров и других очень нужных нам для сельского хозяйства кадров.

Предварительные данные говорят о том, что Наркомзем не использовал в 1938 г. на подготовку этих кадров свыше 100 млн. руб.

Неудовлетворительно поставлено дело подготовки кадров и в Наркомторге СССР. Этот наркомат также не использовал в 1938 г. па подготовку кадров массовых квалификаций 13 млн. руб.

Товарищи депутаты! Мы прекрасно знаем, какую необходимость испытывают и земельные и торговые органы в квалифицированных кадрах. Правительство учитывает это и отпускает большие средства, а Наркомзем и Наркомторг их не используют.

Необходимо отметить ряд недостатков в работе Наркомата здравоохранения СССР. Правительство отпускает на дело народного здравоохранения большие средства, а Наркомздрав их не осваивает так, как это нужно. Особенно плохо ведется работа по строительству детских яслей и родильных домов. В прошлом году Наркомздрав должен был построить в городах 1 662 яслей, а построил 867.

Наркомздраву необходимо лучше организовать работу в этой области. Нельзя больше терпеть такое положение, чтобы план строительства яслей не выполнялся.

Не могу не остановить вашего внимания на бюджете государственного социального страхования. В предлагаемом к утверждению государственном бюджете доходная часть бюджета социального страхования составляет, по нашим наметкам, 7 206 млн. руб. Эта огромная сумма идет на пособия по временной нетрудоспособности, на выплату пособий по беременности и родам, на пионер- лагери, детские санатории, внешкольную работу с детьми, на дома отдыха, санатории, на выплату пенсий.

Постановление Совета Народных Комиссаров СССР, Центрального Комитета ВКП(б) и ВЦСПС от 28 декабря 1938 г. обязало профсоюзные организации упорядочить, дело государственного

[23]

социального страхования, усилить борьбу со злоупотреблениями в этом деле. Однако надо сказать, что профсоюзные организации еще недостаточно хорошо развернули эту борьбу. Неудовлетворительно поставлен учет расходования средств государственного социального страхования по временной нетрудоспособности, недостаточен контроль за правильностью определения пособий. В прошлом году на пособия по временной нетрудоспособности было перерасходовано около 300 млн. руб.

Наведение порядка в этом деле связано с укреплением трудовой дисциплины. Профсоюзным работникам это надо учесть. Надо бережно расходовать средства государственного социального страхования, твердо осуществлять постановление от 28 декабря 1938 г.

Товарищи депутаты! Бюджет, который вы рассматриваете и будете утверждать, представляет собой гигантскую финансовую программу страны социализма на второй год третьей сталинской пятилетки. Он отражает великие завоевания, одержанные народами Советского Союза под руководством мудрой партии Ленина — Сталина. (Бурные аплодисменты.)

За колонками цифр бюджета стоит живая жизнь, организаторская и творческая работа по осуществлению величественных задач третьей сталинской пятилетки. Они, эти цифры, служат наглядным подтверждением могущества нашей любимой родины, ее поступательного движения вперед по пути к коммунизму.

В то время когда капиталистический мир трясет лихорадка нового экономического кризиса, несущего трудящимся голод, нищету и разорение, — наша страна год от года растет и процветает, у нас бурными темпами развиваются все отрасли народного хозяйства, культуры, искусства и науки.

Народы нашей социалистической державы живут радостной и счастливой жизнью. Им не угрожает безработица. Сталинская Конституция обеспечила всем гражданам Советского Союза право на труд, право на отдых, право на образование, материальную обеспеченность в старости и в случае потери трудоспособности. С каждым днем растет культура нашего великого народа.

Всемирно-исторические задачи, поставленные третьей сталинской пятилеткой, требуют большой" и упорной работы. Они, эти задачи, полностью отражены в государственном бюджете. Осуществление этих великих задач есть кровное дело всего нашего советского народа. Бюджеты капиталистических стран составляются

[24]

в интересах буржуазии. Бюджет нашей страны, страны социализма, стоит на страже интересов многомиллионного советского народа. Он укрепляет могущество нашей великой социалистической родины и направлен к нашим дальнейшим победам, к победе коммунизма. (Аплодисменты.)

[25]

Персоналии:

Дата: 
26 мая, 1939 г.