Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Кулатова Т. (28 мая 1939 г.)

Председатель. Слово имеет депутат Кулатов.

Кулатов Т. (Джалал-Абадский округ, Киргизская ССР). Товарищи депутаты! Народы Советского Союза под руководством партии большевиков, под водительством великого стратега нашей эпохи — товарища Сталина, в результате успешного выполнения двух сталинских пятилеток добились побед всемирно-исторического значения.

Решена труднейшая задача социалистической революции—завершена коллективизация сельского хозяйства. Окончательно ликвидированы эксплоататорские классы, полностью устранены причины, порождающие эксплоатацию человека человеком. Завершена в основном техническая реконструкция народного хозяйства. Неуклонно повышается материальный и культурный уровень трудящихся. Народнохозяйственный план второй пятилетки, как и первой пятилетки, по ряду важнейших отраслей выполнен досрочно—в 4 года 3 месяца.

Несмотря на происки троцкистско-бухаринских и буржуазно-националистических наемников фашизма, Киргизская ССР достигла за годы второй пятилетки огромных успехов во всех областях социалистического строительства.

В нашей республике продукция промышленности выросла в 1937 г. по сравнению с 1932 г. на 171,4 %. Численность рабочих и служащих увеличилась на 61,3 %. Среднегодовая заработная плата в 1937 г. по сравнению с 1932 г. выросла на 114 %. Расходы на культурно-бытовое обслуживание рабочих и служащих за этот период увеличились в 6 раз.

Громадных успехов достигла Киргизская СССР за последние годы в области культуры, искусства, а также и в других областях. Декада киргизского искусства, проводимая сейчас в Москве, демонстрирует огромный рост культурных кадров Киргизской ССР.

Бурное развитие социалистической культуры киргизского народа и достижения в народном хозяйстве республики нашли свое отражение в бюджете Киргизской ССР.

За годы второй сталинской пятилетки израсходовано на социально-культурные и на другие мероприятия 626 млн. руб. против

[125]

123 млн. руб. в первой пятилетке, что дает увеличение больше чем в 5 раз. Из них на народное просвещение было израсходован за 5 лет 272,5 млн. руб., на здравоохранение—93,8 млн. руд

На промышленность, сельское хозяйство, коммунальное хозяйство на строительство дорог и развитие связи во второй пятилетке было выделено из бюджета 113 млн. руб. против 37 млн. руд в первой пятилетке.

За годы второй пятилетки значительно возросла рентабельность наших промышленных предприятий. Накопления промышленности в 1934 г. составляли всего лишь 580 тыс. руб., а в 1937 г. они уже составляли 20,5 млн. руб., т. е. в 35 раз больше. В 1939 г. отчисления от прибылей в нашем бюджете составляют 38,4 млн. руб.

Объем бюджета нашей, республики в первый год второй пятилетки составлял 51,6 млн. руб., в последний год второй пятилетки он составил 263,8 млн. руб., т. е. увеличился в 5 с лишним раз.

Этих успехов наша республика достигла благодаря огромной помощи со стороны Союзного Правительства, Центрального Комитета Всесоюзной Коммунистической партии (большевиков) и нашего великого вождя товарища Сталина. (Бурные аплодисменты.)

Товарищи депутаты! На XVIII Всесоюзном съезде партии большевиков разработана и принята грандиозная программа дальнейшего преобразования нашей великой родины, завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму.

Во весь рост поставлена основная экономическая задача — догнать и перегнать также в экономическом отношении наиболее развитые капиталистические страны Европы и Соединенные Штаты Америки в течение ближайших 10—15 лет.

Государственный бюджет СССР на 1939 г., о котором докладывал на Сессии Верховного Совета Народный Комиссар Финансов СССР тов. Зверев, вполне соответствует тем огромным задачам, которые намечены в третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства СССР.

С большим удовлетворением приходится отметить, что в бюджете на 1939 г. особое место занимает забота о дальнейшем укреплении обороноспособности СССР, на нужды которой ассигновано в 1939 г. 40 с лишним миллиардов рублей. Это является большим вкладом в укрепление нашей доблестной Красной Армии и Военно-Морского Флота и будет достойным ответом на вылазки фашистских агрессоров.

[126]

В третьей пятилетке намечена огромная программа дальнейшего социалистического преобразования нашей Киргизской Республики. Достаточно сказать, что объем бюджета Киргизской ССР на 1939 г. увеличился по сравнению с предыдущим годом на 12,9 %. Огромные суммы отпускаются на дальнейшее развитие сельского хозяйства. По сравнению с прошлым годом расход по сельскому хозяйству (без МТС) увеличился на 20 %. Расходы на социально-культурные мероприятия также значительно увеличены. По сравнению с прошлым годом расходы на просвещение, на здравоохранение и на социальное обеспечение увеличились на 17,9 %,

Тем не менее я считаю, что в расходную часть бюджета Киргизской ССР нужно внести следующие два изменения. Во-первых, необходимо увеличить расходы на содержание аптечной сети до 600 тыс. руб. вместо предлагаемых Бюджетной Комиссией 250 тыс. руб. Во-вторых, необходимо ассигновать на содержание школьных интернатоз хотя бы 1 млн. руб. против предлагаемых Бюджетной Комиссией 315 тыс. руб.

Перед финансовыми органами поставлена ответственная задача своевременно и полностью финансировать все мероприятия, намеченные в третьем пятилетнем плане развития народного хозяйства. Разрешение этой задачи потребует от всех финансовых органов улучшения существующей практики финансовой работы. Эта перестройка должна итти в первую очередь по линии усиления связи финансовой и кредитной системы с социалистическим хозяйством. Финансовые работники должны глубже и всесторонне изучать экономику наших предприятий, лучше осуществлять контроль рублем на наших предприятиях, своевременно сигнализировать и устранять недочеты в работе предприятий, повседневно работать над выявлением внутренних ресурсов, направляя их на дело социалистического строительства. Финансовые органы должны повести более решительную борьбу с бесхозяйственной тратой государственных средств, с нарушителями финансовой дисциплины.

Товарищи депутаты! Я хочу остановиться на некоторых вопросах практики финансовой работы.

Прежде всего хочу остановиться на следующем. Регулирующим источником доходной части бюджета Киргизской ССР является налог с оборота. Большинство остальных видов государственных доходов закреплено полностью за бюджетом республики.

[127]

По проекту бюджета на 1939 г. намечено увеличение размеров отчислений в республиканский и местный бюджеты от суммы государственных займов, реализуемых среди рабочих и служащих, колхозников и единоличников. Закрепленные доходные источники не вызывают возражений. Однако необходимо сказать, что при такой системе регулирования не учитывается сезонность поступления доходов (отчисления от займов, сельхозналога и др.). Точно так же не учитывается сезонность расходов, вызываемых выплатой зарплаты за время отпусков учителям, большим объемом капитальных работ во II квартале и др. Поэтому бюджет республики, как правило, в первом полугодии, в особенности во II квартале, выполняется с кассовым напряжением. Кроме того, этим отчасти объясняется неиспользование полностью средств в течение года и наличие остатков на 1 января 1938 и 1939 г.

Я считаю необходимым обратить внимание Совета Народных Комиссаров на структуру доходной части бюджета Киргизской ССР и, учитывая сезонность поступлений от закрепленных доходных источников, обсудить вопрос о необходимости создания резервов бюджета в целях устранения отмеченных недостатков.

Во-вторых, по моему мнению, неправильно включать остатки бюджетных средств от 1938 г. в бюджет 1939 г. полностью, так как некоторые совершенно бесспорные расходы, произведенные в 1938 г., по целому ряду причин не могли быть оплачены. Эти расходы 1938 г. пришлось оплатить за счет бюджета 1939 г., в то время как ассигнования на эту цель в бюджете 1939 г. не предусмотрены. Остатки бюджетных средств на 1 января 1939 г. должны быть уменьшены на сумму расходов 1938 г., оплачиваемых в 1939 г.

В-третьих, я считаю необходимым обратить внимание Совета Народных Комиссаров на систему оплаты труда налоговых агентов. По моему мнению, необходимо ввести премиально-прогрессивную систему оплаты труда налоговых агентов, которая в большей мере будет стимулировать выполнение и перевыполнение плана мобилизации средств. Кроме того, необходимо разрешить вопрос о транспортных средствах для налоговых агентов, в первую очередь для среднеазиатских республик, так как в среднеазиатских республиках, в частности в Киргизской ССР, большинство селений, которые обслуживают налоговые агенты, расположены в 25—30 км от сельсоветов.

В-четвертых, в Киргизской ССР, так же как и в других среднеазиатских республиках, часть единоличников имеет в своем 

[128]

хозяйстве верблюдов, которые частично используются ими в спекулятивных целях. Я считаю необходимым закон о налоге на лошадей единоличных хозяйств распространить и на единоличные хозяйства, имеющие верблюдов.

Товарищи депутаты! Финансовые органы работали в 1938 г. лучше, чем в 1937 г. Однако в работе финансовых органов имеется ряд крупнейших недостатков. Так, в ряде районов и округов из месяца в месяц, из квартала в квартал продолжают еще оставаться значительные суммы недоимок 33 единоличными хозяйствами. Единоличники выполняют свои обязательства перед государством хуже, чем колхозники.

Финансовые работники плохо знают наше хозяйство и экономику наших предприятий, они редко бывают на наших предприятиях. Финансовые органы недостаточно решительно ведут борьбу с нарушителями финансовой дисциплины. Некоторые работники Наркомфина СССР не чутко подходят к запросам местных финансовых органов, не проводят серьезного экономического анализа бюджетных планов республик.

Отдел финансирования коммунального хозяйства Наркомфина СССР дважды включил по бюджету Киргизской ССР сумму 879 тыс. руб. на коммунальное хозяйство по отчислениям от прибылей, и только по настоянию Бюджетной Комиссии было внесено исправление. Бюджетное управление Наркомфина СССР не проделало серьезного экономического анализа кассового плана по бюджету на II квартал 1939 г. по нашей республике, в результате чего в нашей республике были некоторые затруднения в своевременном финансировании ряда мероприятий.

Новые задачи, поставленные в третьем пятилетнем плане перед финансовой системой, обязывают нас в кратчайший срок ликвидировать последствия вредительства в финансовой работе, в финансовом хозяйстве и поднять работу финансовых органов на уровень задач, поставленных историческими решениями XVIII съезда ВКП(б).

Я заверяю депутатов Верховного Совета СССР, что трудящиеся Киргизской ССР, вооруженные историческими решениями XVIII съезда ВКП(б), вместе с трудящимися Советского Союза под руководством нашей партии, вождя трудящегося человечества товарища Сталина еще шире развернут социалистическое соревнование имени Третьей сталинской пятилетки и с честью выполнят возложенные на них задачи. (Аплодисменты.)

[129]

Дата: 
28 мая, 1939 г.