Доклад Пензенского ГЧК о деятельности сионистов // Государственный архив Пензенской области. Ф. р2. Оп. 4. Д. 148.
Л. 23–25 об.
Представлен доклад о деятельности пензенской организации сионистов от 13 мая 1920 г. Составлен по агентурным сведениям секретно-оперативного отдела Пензенского ГЧК. Машинописный текст, копия.
* * *
О деятельности сионистов в Пензенской губернии до 1914 г. никаких сведений не имеется, и можно определенно сказать, что таковую организацию принесло в Пензу движение беженцев из прифронтовых западных губерний в 1915 г. О их деятельности в это время сведений собрать не удалось, так как организация существовала подпольно. Открыто сионисты стали выступать с первых дней Февральской революции в 1917 г., выставляя группу своих кандидатов в гласные Пензенской городской думы в числе девяти человек:
1) Цимкин Израиль Берицкович, врач – председатель к[омите]та сионистов;
2) Пинес Ханан Авелович, крупный капиталист, домовладелец, заводчик;
3) Левит Гирш Беркович, крупный капиталист, подрядчик по казенным подрядам, домовладелец, заводчик, член организации «Единение» («Ахдос»);
4) Гольдштейн[1] Мовша [так в тексте – Д. К.] Аронович, крупный капиталист, домовладелец, имел большую типографию, сионист;
5) Кауфман Симон Маркович, капиталист, крупный лесопромышленник, сионист;
6) Черный Израиль Ицкович, купец, капиталист, крупный торговец-спекулянт;
7) Гольдбер Моисей Борисович;
8) Рабинович Нисон Беркович;
9) Шиц Борис Захарович, беженец из Вильны, сионист.
Из видных деятелей организации в это время был доктор Цимкин, которого организация командировала в Москву на Всероссийский съезд сионистов, где он выступал с докладом о положении организации[2]
в Пензенской губернии.
В это время члены организации принимали деятельное участие в существующей еще с довоенного времени так называемой еврейской общине, имевшей первоначально своей целью благотворительную деятельность среди еврейской части населения. Они получают большинство мест в правлении общины и постепенно вытесняют оттуда другие партии («Бунд», «Поалей-Цион»[3], «Фолкспартей[4]»), за исключением «Ахдос Исроэль», которая, как близкая сионистам, остается и работает (довольно мертво по сие время).
Община обладает довольно крупным капиталом, который бедичивается [так в тексте, надо: увеличивается – Д. К.] через слияние общины с еврейским комитетом помощи жертвам войны (беженцам).
По случаю закрытия общины в 1918 г. сионисты принимают в свое ведение весь богатый инвентарь таковой и, как стоящие во главе правления, весь ее[5] денежный капитал, об оборотах которого никому не дают отчета.
Закрытие общины лишает их возможности работать открыто, а[6] поэтому сионисты вместе с организацией «Единение» («Ахдос») образуют так называемую «благотворительную комиссию», ничем не отличающуюся от закрытой общины по своим целям, но не имеющую[7] таких прав, какие имела община. Кроме того, сионисты поселяют
в б[ывшем] помещении общины «Союз евреев увечных воинов», где занимают руководящую политическую роль. С закрытием «Союза евреев увечных воинов» в руках сионистов остается только благотворительная комиссия, под ширмой которой они продолжают работать.
Работа их главным образом сводится к «просветительной» деятельности, но на шовинистической подкладке, не забывая пропаганды ортодоксальных идей. Эта просветительная деятельность сионистов выразилась в устройстве в 1919 году курсов древне-еврейского языка и спортивного кружка «Маккаби» и в марте месяце 1920 года открытии клуба любителей древне-еврейского языка (древне-еврейской истории и литературы).
Курсы древне-еврейского языка организовались в последних числах ноября 1919 [года] при деятельном участии местного раввина Форрера и буржуазных слоев еврейского населения в знак протеста против изъятия из школ библии и древне-еврейского языка согласно декрету Наркомпроса. Занятия на курсах разбили на две группы: для взрослых и детей, где за плату, состоящую из добровольного сбора среди учеников, местное еврейское учительство (в большинстве своем сионисты) преподают библию в ортодоксальной обложке и древне-еврейский язык. Среди учеников большинство дети до 12 лет. Между прочим, следует отметить, что занятия на курсах ведутся целый день в три смены, в то время как все остальные школы в городе закрыты ввиду тифозной эпидемии. Курсы были устроены в помещении 41-й трудовой школы, преобразованной из еврейского училища общины. А[8] в настоящее время [школа] находится в здании спорт[ивного] кружка «Маккаби».
Деятельность спортивного кружка «Маккаби» выражается в преподавании гимнастики и устройстве лекций и вечеров. Почти все вечера кружок устраивает по еврейским праздникам на национальной подкладке. В программных номерах исполняются после гимнастических делений [так в тексте, надо: упражнений – Д. К.] еврейские национальные гимны и другие произведения, пропагандирующие национальные идеи, самостоятельность в Палестине и «исход из рабства». Доходами от вечеров усиливаются средства организации сионистов.
Стесняясь[9] узкими рамками почти подпольной работы и понимая, что для развития своей деятельности и увеличения своего влияния на массы необходима более открытая работа, видные сионисты во главе с местным раввином организовывают клуб любителей древне-еврейского языка (древне-евр[ейской] истории и литературы), который официально регистрируется в отделе народного образования и пользуется субсидией последнего как «просветительская организация». Для проведения своих целей в жизнь сионисты устраивают при клубе детскую школу, где воспитание детей протекает в национальном, антисоветском духе. Партией «Бунд» было на это обращено внимание инструктора по еврейским школам, который разъяснил городскому отделу народного образования деятельность клуба и поднял вопрос о закрытии клуба, что было решено в положительном смысле, но, благодаря ходатайству сионистов, Губ[ернский] Отдел Наробраз[а] отменил постановление городского отдела, чем дал возможность клубу существовать и продолжать свою деятельность.
Пользуясь ширмой этого клуба так же, как и других своих легальных организаций, сионисты устраивают собрания, на каковые, кроме своих членов, зачастую приглашают и учителей, и родителей обучающихся в сионистских организациях детей. Собрания созываются путем широкого распространения и расклейки по городу объявлений на еврейском языке, подписанных видными деятелями сионистов и раввином, причем в повестке дня указываются вопросы о школе, обучении детей древне-еврейскому языку и т.п., а на деле сионисты выступают с горячими речами, призывая массу к протесту против декрета об изъятии из школ древне-еврейского языка и[10] библии, к записи на курсы др[евне]-еврейского языка и в члены клуба любителей такового и вообще к объединению под флагом сионизма.
В своих речах ораторы-сионисты проповедуют антирусское и антисоветское направления, часто трактуя о погромах, избиениях евреев и т.п., разъясняя, что отношение Советской власти к евреям ничем не лучше царского, что как раньше, так и теперь евреи находятся в рабстве и что сионисты, как «истинные демократы», будут делать то, что нужно еврейскому народу. С такими речами на собраниях выступают главным образом сионисты Цимкин, Рабинович, Ратнер, Фридлянд, Кауфман и некоторые другие.
Собрания эти иногда происходят в частных квартирах членов организации, но чаще всего в помещениях курсов и клубов еврейского языка или 41-й трудовой школы, что разрешалось учительским советом школы, так как большая часть еврейского учительского персонала находится в организации сионистов или находятся под ее влиянием. Благодаря этому некоторые еврейские школы, даже будучи частью преобразованными в единые трудовые школы и финансируясь отделом народного образования, всецело находятся под влиянием сионистов. Там еще в ноябре прошлого года висели портреты еврейских национальных вождей (Теодора Герцеля), детей обучали еврейским национальным гимнам, во время еврейских праздников в школах устраивались синагоги.
С этим сионистским влиянием в школах и вообще с их организацией сильную и упорную борьбу ведет местная организация «Бунда» (полукоммунистическая) путем срыва собраний, агитации в своих клубах, а иногда и официальным путем через отделы народного образования. Достигнуть окончательной победы в этом направлении, хотя и добиваясь иногда положительных результатов, бундовцам очень трудно, не только потому, что сионисты пользуются там доверием, но и потому, что горкомы Р.К.П. и Р.К.С.М. ведут довольно слабую агитацию, точнее сказать, никакой, и к тому же кружки и «просветительные» организации сионистов поддерживает субсидиями и пр. губернский отдел народного образования.
Пензенская организация «Поалей-Цион»[11] (близкая к с[оциал]-д[емократам]), располагающая в Пензе рабочим клубом имени Борохова, тоже ведет борьбу с сионистами, хотя не столь энергично, как «Бунд», как не имеющая такой же сильной почвы под собой.
С финансовой стороны средства организации составляются из следующих поступлений: 1) членские взносы; 2) доходы с вечеров «Маккаби»; 3) добровольные пожертвования, собираемые в синагоге и кружке «Маккаби»; 4) доход с курсов еврейского языка. Но главным источником, финансирующим организацию, является так называемый «Еврейский национальный фонд». Пожертвования в национальный фонд проводятся сионистами как нечто обязательное для всего еврейского населения. Сборщики организации периодически обходят все еврейские квартиры в городе и собирают пожертвования, цифра взноса которого невелика и устанавливается организацией, причем взносы взимаются помесячно, и в приеме таковых выдаются квитанции от имени «Пензенского Бюро Национального фонда».
Внутри организации сионистов замечается привилегированная группа (центр), так называемые «ахуденники» (вероятно, «Ахдос Исроэль»), состоящая из чисто буржуазных элементов. «Ахуденники» выделяются из остальной массы сионистов тем, что они являются будущими собственниками земли в Палестине. Вступивший в организацию «ахуденников» вносит единовременный взнос, а потом увеличивает его ежемесячными дополнительными взносами, пока его вклад возвысится до суммы стоимости покупаемой им для себя земли из будущих палестинских владений. Эти вклады доходят до 12–15 тысяч рублей. Из членов Пензенской организации «ахуденников» выяснить удалось следующие [фамилии]:
1) Ратнер Абрам Симонович, врач с 11-летней практикой, имел состояние, женат на дочери пенз[енского] капиталиста А. И. Раппорта, служит гарнизонным врачом, председатель врачебной комиссии по отсрочкам;
2) Кауфман Симон Маркович, бывший лесопромышленник, бухгалтер фабрики «Госзнак»;
3) Надлер Арон Меерович, б[ывший] лесопромышленник, в настоящее время служит на фабрике «Госзнак»;
4) Гольдштейн Моисей Аронович, крупный капиталист, имел большую типографию, в настоящие время безработный;
5) Шип [Шиц?] Борис Захарович, беженец из Вильны, спекулянт;
6) Слободской Лев Исаевич, имел большой часовой и ювелирный магазин, в настоящее время имеет часовую мастерскую, где и работает;
7) Лось Израиль Лейба Маркелович;
8) Поберевинский;
9) Ципин, бывший купец, лесопромышленник;
10) Басман Исаак Беньяминович;
11) Ципиновский [?] Абрам, портная мастерская;
12) Вогуславский;
13) Файншмидт;
14) Вольнерт;
15) Винер;
16) Кример, имеет крупное состояние, несколько фотографий;
17) Хаиш;
18) Кроль, капиталист, имел большой часовой и ювелирный магазины.
Пензенская организация «ахуденников», насчитывающая в своих рядах всего около 35 членов, активной деятельности не проявляет, и связи их с центром не обнаружено. «Ахуденники» (обособленно от остальной организации) редко устраивают собрания, последнее такое собрание состоялось 7 января с[его] г[ода], где обсуждался вопрос о денежной поддержке семье умершего б[ывшего] председателя организации сионистов д-ра Цимкина, причем было постановлено выдать семье Цимкина единовременное пособие в сумме 20 000 р. Такие пособия, даже и в более крупных размерах (до 100 000 р.), сионисты выдавали семьям некоторых умерших деятелей организации.
Таким образом, можно сказать, что деятельность сионистской организации в 1919 году усилилась и выразилась в следующих фактах:
1) Усилен сбор в пользу национального фонда, капитал которого доводится до громадной суммы.
2) Расширена и обогащена организация «ахуденников».
3) Распространено сильное влияние на еврейский учительский персонал, посредством которого организация овладела почти всеми еврейскими школами, где играет руководящую политическую и воспитательную роль, воспитывая детей в антирусском и антисоветском духе.
4) Начата борьба с демократическими еврейскими рабочими партиями, которая особенно усилилась в текущем году.
Из видных членов пензенской организации сионистов можно отметить следующих:
1) Рабинович Михель Зуселевич, лет около 35, б[ывший] студент, член ЦК сионистов, командирован для работы в Пензу, активный работник, хороший агитатор и организатор.
Выступая на собрании Пенз[енской] Орг[анизации] сионистов
6 сентября 19[19] года на тему об еврейской школе, высказывался против изъятия из школ древне-еврейского языка: «Еврейский народ в настоящее время находится в рабстве, несколько безответственных мальчуганов издают нам в Москве декреты, как строить школу, но мы, «истинные демократы», будем делать то, что нам нужно, хотя бы для этого пришлось работать в подполье».
Активное участие в организации принимал до конца 1919 года,
а в настоящее время выбыл из г. Пензы неизвестно куда, оставив дальнейшее руководство организацией д-ру Фридлянду.
2) Фридлянд Яков Мартинович, Бол. [вероятнее всего, больничный–
Д К.], врач с 28-летней практикой, врач советской больницы, б[ывший] председатель еврейского комитета помощи жертвам войны, член президиума еврейской общины и член комиссии по созданию национального фонда, членом комитета которого состоит в настоящие время.
«Ахуденник» (акционер Палестинской земли), б[ывший] кадет, крайне враждебно относится к советской власти.
Более активно стал работать после смерти председателя организации д-ра Цимкина (место которого занимает д-р Ратнер), проявил себя ярым сионистом.
Выступая на собраниях, провозглашает, что еврейский народ всегда страдал, страдает и теперь и что единственный выход из вечного угнетения – это Палестина.
3) Д-р Ратнер Абрам Симонович, 36 лет, врач, [имеет] состояние, в настоящее время гарнизонный врач.
Б[ывший] член президиума еврейской общины и член союза евреев воинов.
В настоящее время считается председателем местного комитета сионистов, где примыкает к более либеральным течениям.
Организатор клуба любителей древне-евр[ейского] языка, член организации «ахуденников» и видный ее деятель.
4) Кауфман Симон Маркович, 38 лет, б[ывший] лесо-промышленник, в настоящее время работает на фабрике «Госзнак», бухгалтер.
Бывший секретарь Еврейской Общины в 1917 году, активный работник помощи жертвам войны.
Секретарь комитета сионистов, играет большую роль в организации.
Выступает на собраниях, провозглашает, что запрещение еврейского языка и библии в школах для еврейского народа хуже погрома.
«Ахуденник».
5) Климовицкий Моисей Львович, 35 л[ет], б[ывший] лесопромышленник, в настоящее время служит конторщиком на фабрике «Госзнак».
Член комитета сионистов, б[ывший] член комитета помощи жертвам войны, б[ывший] член еврейской общины.
Состоял членом союза евреев-воинов, пропагандировал в их массе идеи сионизма.
Является тихим, но деловым работником организации.
6) Любомиц Ефим Соломонович, 38 л[ет], б[ывший] лесо-промышленник, в настоящее время служит агентом по заготовке дров.
Бывший член еврейской общины.
Член комитета организации, где является пассивным работником.
7) Надлер Арон Меерович, 48 лет, б[ывший] лесопромышленник,
в наст[оящее] время работает на фабрике «Госзнак».
Писал и подписывал воззвания, чтобы дети учились древне-еврейскому языку. «Ахуденник». Тихо, но упорно проводит свои задачи.
8) Шиц Борис Захарович, беженец из Вильно.
Б[ывший] член еврейской общины. Видный работник настоящей организации.
Хороший агитатор, выступая на собраниях, шумно выражает свои мнения и протесты (крикун). Член организации «ахуденников».
9) Гольдштейн Моисей Аронович, крупный капиталист, домовладелец, имел большую типографию, служит в Главкрахмале.
Б[ывший] тов[арищ] председателя еврейской общины в 1917 году, б[ывший] член к[омите]та помощи жертвам войны.
Видный работник организации, хотя скрывает свои убеждения.
Из трусости на собраниях не выступает. Член организации «ахуденников».
10) Хургин Шас Мордухович, 40 л[ет], учитель трудовой школы, деятельный работник настоящей организации. Бывший член общины. Большое участие принимает в курсах древне-еврейского языка.
11) Хургина Роза Потеловна, б[ывшая] учительница, в наст[оящее] время ничем не занимается, бывший член общины.
Никогда не выступает, но очень много работает в организации.
12) Шомович Авраам Исакович, б[ывший] торговец-спекулянт, в настоящие время учитель трудовой школы (еврейского училища).
Член организации. Организатор курсов древне-еврейского языка. Мало выступает, но много работает. На собраниях сионистов 6.IX.[19]
19 года призвал еврейскую массу записываться на курсы.
Наша работа по отношению к сионистам заключается в настоящее время в агентурном наблюдении и прекращении разных привилегий и пособий, которых сионисты добиваются в наших государственных учреждениях.
По сему докладу ждем Ваших указаний.
Председатель комиссии.
Заведующий секретно-оперативным отделом.
13 мая 1920 г.
г. Пенза
[1] В оригинале документа слова почти не видно, возможно несколько вариантов прочтения.
[2]В оригинале документа слово почти не видно.
[3]В оригинале документа «Пойалей-Цион».
[4]В оригинале документа «Фолькс-Партей».
[5]В оригинале документа слова почти не видно.
[6]В оригинале документа слова почти не видно.
[7]В оригинале документа опечатка – написано «Но знемеющую».
[8]В оригинале документа слова почти не видно.
[9]В оригинале документа слова почти не видно, возможно несколько вариантов прочтения.
[10]В оригинале документа слова почти не видно.
[11]В оригинале документа «Пойалей-Цион».
Документ перепечатывается из кн.: Кузнецов Д.С. Еврейские политические партии в Пензе в годы Гражданской войны. 1917-1922. Пенза, 2017.