Поиск по документам XX века

Loading

Кваме Нкрума о колониальной политике европейских держав в Африке. 1947 г.

Кваме Нкрума о колониальной политике европейских держав в Африке.

1947 г.

Колониальная экономика

<...>

Одной из главных целей создания колоний было установление контроля над сырьем. Эксплуатация сырьевых богатств колоний обеспечивается следующими мерами: (i) превращение колоний в зависимые территории, где нет промышленного производства; (ii) недопущение того, чтобы колониальные подданные приобретали знания и навыки, необходимые для налаживания собственного промышленного производства; (iii) превращение колониальных «подданных» в низкооплачиваемых производителей исключительно сырья; (iv) запрещение колониям вести торговлю с другими государствами иначе, чем через «родину-мать».

<...>

Возьмем, к примеру, Британию и посмотрим, что она делает в своих африканских колониях. Она контролирует экспорт сырья из колоний, запрещая колониальным подданным поставлять его напрямую на зарубежные рынки. Это делается для того, чтобы, обеспечив потребности своей промышленности, продать излишки другим государствам, получив огромные сверхприбыли.

Колониальный крестьянин, работающий на рынок, ничего не получает из этих прибылей. Можно возразить, что колониальные державы тратят часть этих прибылей на оплату общественных работ, развитие системы здравоохранения и «займы». Обычно забывают главное: средства на эти «займы» идут из налогов на колониальных «подданных», прибыли от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и добытых ими полезных ископаемых. Большая часть займов тратится на зарплату европейских чиновников.

Данные, опубликованные в последней Белой книге, выпущенной Министерством колоний, позволяют сделать вывод, что британское правительство получило огромную прибыль, 3676253 ф. ст. от эксплуатации 800000 семей крестьян, живущих в западноафриканских колониях. Вот как это было сделано. Было создано Управление по сбыту какао, которое подчинялось Министерству колоний, и действовало «от имени» производителей какао Западной Африки. Управление было наделено полномочиями закупать весь урожай какао-бобов и устанавливать закупочные цены, которые платили крестьянам. Кроме того, оно отвечало за продажу какао-бобов на мировом рынке. За период с 1939 по 1943 годы Управление выжало из крестьян названную выше прибыль. Эта прибыль образовалась потому, что африканский крестьянин получал за фунт какао-бобов 1,4 пенса (2,5 цента), а тот же фунт продавался за 4 пенса (8 центов) в Лондоне или за 4,5 пенса (9 центов) в Нью-Йорке. Стоимость жизни для африканского крестьянина повышалась, рос спрос на его продукцию, а его доходы падали. В то же время монополистические картели, производящие шоколад, получали сверхприбыли.

Был также создан фонд «Помощи развитию колоний и повышения благосостояния их населения», который выделил колониям 120 млн. ф. ст. Простой арифметический расчет показывает, что в год на каждого жителя колоний приходится 18 пенсов (36 центов). За полтора года, прошедшие после создания фонда, на одного жителя колоний было потрачено в год 2 пенса (4 цента). Это еще не все. Выгоды от фонда развития колоний весьма иллюзорны, поскольку 120 млн. ф. ст. не хранятся в Банке Британской империи, откуда любая колония может взять деньги, которые ей могут потребоваться для «повышения благосостояния населения». В действительности схема выглядит так. Предположим, что Нигерии потребовалось 40 тыс. ф. ст. для «повышения благосостояния». Тогда британская администрация Нигерии обращается в Барклайз Бэнк, и он ссужает нигерийцам 40 тыс. ф. ст. под шесть процентов. При таких условиях жители «колонии» Нигерия в итоге оказываются в долговой кабале у тех учреждений, которые должны заботиться о «повышении благосостояния» нигерийцев. Мировой экономический опыт свидетельствует о том, что там, где есть экономическая зависимость, там нет свободы.

Суть экономической политики в колониях состоит в том, что в условиях монополизма и отсутствия свободной конкуренции крестьянин вынужден продавать свою продукцию по низким, а покупать товары по высоким фиксированным ценам. Сбытом продовольствия и промышленных товаров, например, в британских колониях в Западной Африке занимаются европейские торговцы, используя систему «пулов».

Из-за действий этих монополистических картелей и горнодобывающих компаний и с помощью правительства, которое отстаивает их интересы, из страны утекают золото, деньги и капиталы. В результате колониальные подданные не имеют возможности полноценно заниматься торговой и промышленной деятельностью. Цены падают, и колониальному «подданному» становится невозможно заработать капитал для открытия собственного дела в любой отрасли. Еще хуже то, что будь он наемным работником или крестьянином, он всегда в долгах, потому что он покупает промышленные товары по завышенным ценам, а продает свою продукцию по заниженным. Правительство увеличивает долговую кабалу, взимая с него налог и. «Опекуны», которые официально должны готовить колониального подданного к самоуправлению, на самом деле занимаются его экономическим удушением.

Колониальный подданный не может успешно заниматься любым бизнесом, поскольку оптовые цены, которые устанавливают монополистические картели, не позволяют получить ему хоть какую-то прибыль. К тому же между картелями и производителями заключено секретное соглашение, по которому местные предприниматели не могут напрямую закупать товары у производителей. Неважно, какую цену африканец предложит, его все равно направят к оптовикам-европейцам, которые работают на монополистические картели.

С приходом в колонии капитализма население колоний было низведено до положения работников физического труда и мелких посредников, которые не могут эффективно организоваться из-за противодействия колониальной администрации и иностранных монополий. Философия европейского колониализма в колониях заключается в том, что колониальные подданные должны работать под властью иностранного правительства и быть довольны. Считается, что они «неспособны» освоить богатства своей страны, их обучают изготавливать и ценить европейские товары, чтобы они стали «правильными» потребителями. Ничтожное пособие, которое дает им европейский капиталист под видом заработной платы, должно быть истрачено исключительно на некачественные импортные товары, которые ввозятся в колонии. Любопытно, что зарплата «туземцев» в итоге возвращается к его лукавому эксплуататору.

Лозунг «покупайте британское и торгуйте внутри империи» используется для поддержания завышенных цен на британские промышленные товары. В отношении иностранных промышленных товаров действует режим «тарифных преференций» (более высокие таможенные пошлины и ограниченные квоты). Однако для американских товаров выделяются гораздо более значительные квоты, чем для японских товаров. Несмотря на преференции, японцы продолжают производить более дешевые товары и экспортировать их в британские колонии. Чтобы заморозить импорт более дешевых японских товаров колониальные администрации британских колоний, представляющие интересы британских монополистических сбытовых картелей, повышают тарифы на японские товары и вытесняют их с рынка. Это является основанием для денонсирования англо-японского договора 1934 г.

Тарифы обычно используются для защиты экономики своих стран, но это не относится к колониям. Эти тарифы используются для защиты торговли и прибылей Британии, поскольку колонии не производя! промышленных товаров. Тарифные преференции, которые защищают импорт британских промышленных товаров, также предотвращают экспорт сырья в зарубежные страны, минуя британские компании. Это делается для того, чтобы обеспечить более высокие цены и соответственно гигантские прибыли картелям и компаниям. Это мы и называем ценовыми ножницами, которые являются ключевым элементом колониальной экономики. Целью этой системы является покупка дешевого сырья и рабочей силы в колониях и продажа в колониях промышленных товаров по завышенным ценам. От этой несправедливой системы больше других страдают крестьяне колоний. Это является еще одним доказательством того, что покуда колониальные власти будут сохранять в колониях экономическую систему, при которой ввозятся только промышленные товары, а вывозятся только полезные ископаемые и сельскохозяйственная продукция, колониальные подданные никогда не достигнут высокого уровня развития, и их вечным уделом будут бедность и низкий уровень жизни.

Поэтому мы утверждаем, что единственным решением колониальной проблемы является полное уничтожение экономической системы колониализма самим населением колоний путем достижения независимости. Политическая свобода откроет путь экономическому и социальному прогрессу. При сохранении чужеземного господства он невозможен.

<...>

Колониальная политика: теория и практика

<...>

Решения Берлинской конференции (1890), Версальский договор, Устав Лиги Наций, положения, принятые ООН о системе опеки, — во всех этих документах есть положения о «защите и охране» колониальных народов. Эти положения приняты для маскировки экономических намерений колонизаторов, чтобы эксплуатировать безнаказанно. Построенные в колониях железные и автомобильные дороги, мосты, школы, больницы являются всего лишь объектами, помогающими интенсифицировать экономическую эксплуатацию колоний.

Когда колониальные власти строят больницы, они не столько заботятся о здоровье колониальных подданных, сколько о том, чтобы колониальная рабочая сила могла работать с полной отдачей, на износ. Когда они строят школы, они в первую очередь руководствуются интересами миссионеров и иностранных компаний. Дороги, которые они строят, связывают побережье с центрами горнодобывающей промышленности и экспортного сельскохозяйственного производства. Любой благотворительный акт любой колониальной державы в отношении «подопечного» направлен, прежде всего, на достижение главной цели: экономической эксплуатации. Если это не так, то почему, например, в западноафриканских колониях не готовятся кадры с прицелом на полную политическую и экономическую независимость?

«Участие» колониальных народов в колониальном управлении и общественной жизни колоний, о котором говорят Британия, Франция, Испания, Италия и другие колониальные державы, есть не что иное как полумеры, направленные на сохранение их подчиненного статуса и удушение стремления к полной независимости.

Принципиальная разница между французской и британской политикой заключается в следующем. Французская предусматривает «ассимиляцию», централизованное управление и проведение унифицированной политики, которая разрабатывается в Париже, колонии считаются почти частью Франции, особое значение придается распространению французского языка, проводится социальная черта между немногочисленной элитой (notables evolues), у которой много привилегий, и неграмотными массами. Британская колониальная политика предусматривает децентрализацию и действия сообразно местным особенностям, упор делается на «косвенное управление» и создание условий, чтобы «африканцы оставались африканцами». Она претендует на сохранение африканской культуры, обычаев, искусства и «цивилизации», пытается приспособить управление к особенностям различных племен и этнических групп. Ее также отличает систематическое применение принципа «разделяй и властвуй» и использование для эксплуатации достижений науки через «практическую антропологию». <...>

Несмотря на многочисленные аргументы, которые выдвигаются в оправдание колониализма, факты свидетельствуют о том, что реальная обстановка в колониях не вписывается в теории колониального управления, да эти теории в принципе не могут соответствовать реалиям. Поэтому некорректно утверждать, что концепции «опеки», «партнерства» и «ассимиляции» совместимы с такими понятиями как демократия, самоопределение и независимость. Косвенное управление, политика развития «туземной администрации», социальные проекты, меры по развитию сельского хозяйства, шаги, направленные на «полноценное участие африканцев в управлении», предложения кондоминиума, автономии регионов и статуса доминиона — все это служит одной цели: сохранению иностранного господства над колониальными народами и эксплуатации материальных ресурсов и рабочей силы колоний ради благополучия так называемых «родин-матерей».

Поэтому мы не устаем повторять, что только общенародное движение за независимость заставит любую колониальную державу снять с себя «бремя белого человека», лежащее тяжелым грузом на плечах так называемых «отсталых» народов, которые лишены прав, унижены, ограблены и низведены до уровня скота.

Публ. по: История Африки в документах, 1870-2000. В трех томах. Под общей редакцией Аполлона Давидсона. Том 2. 1919-1960. Редактор Сергей Мазов. М., 2007. С. 148-155.

Здесь цитируется по изд.: Черная Африка: прошлое и настоящее. Учебное пособие по Новой и Новейшей истории Тропической и Южной Африки / под. ред. А.С. Балезина, С.В. Мазова, И.И. Филатовой. – М., 2016, с. 520-525.

 

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
1 января, 1947 г.