Поиск по документам XX века

Loading

Французская Конституция 1958 года

4 сентября 1958 года генерал де Голль обнародовал проект новой конституции, который значительно усиливал исполнительную власть за счет прав парламента и других представительных учреждений. В нем лишь в общей форме подтверждались демократические нрава и свободы, записанные в преамбуле Конституции 1946 года. Исключительно широкие полномочия предоставлялись президенту Франции, который провозглашался «гарантом» национальной независимости и территориальной целостности республики. Президент избирался на 7 лет сложной системой косвенного голосования. Он являлся главой государства и верховным главнокомандующим, руководил правительством, назначал премьер-министра и министров, а также всех высших военных и гражданских должностных лиц; подписывал все законы. Он пользовался правом вернуть любой закон на повторное рассмотрение в парламент или, минуя парламент, вынести проект закона на референдум. В случае конфликта с парламентом президент мог распустить Национальное собрание и назначить новые выборы. Статья 16 давала президенту возможность объявлять чрезвычайное положение и брать в свои руки всю полноту власти, если он сочтет, что «нормальное функционирование конституционных органов государственной власти нарушено».

Законодательная власть в принципе принадлежала парламенту, состоящему из двух палат: Национального собрания, избираемого прямым всеобщим голосованием, и сената, избираемого косвенным голосованием. Права парламента существенно ограничивались. Ни Национальное собрание, ни сенат не могли сместить президента. Они могли добиться отставки правительства, но для этого требовалось внесение особой «резолюции порицания», за которую должно было проголосовать абсолютное большинство депутатов (причем воздержавшиеся или отсутствующие депутаты автоматически считались голосующими за правительство).

В случае принятия резолюции порицания президент мог распустить парламент и назначить новые выборы.

Коммунистическая партия призвала голосовать против конституционного проекта. Все остальные политические партии, за исключением пужадистов, считавших правительственный проект слишком либеральным, и частично социалистов, поддержали правительство. На референдуме 28 сентября 1958 года 79% избирателей высказались за новую Конституцию. Результаты референдума показали, что в стране произошли серьезные изменения. Миллионы избирателей, голосовавших в 1956 году за левые партии, на этот раз оказали доверие генералу де Голлю. Главной причиной такого поворота было разочарование масс в политической системе и практической деятельности Четвертой республики. Огромное значение имело запугивание избирателей угрозой гражданской войны, к которому широко прибегали все буржуазные партии, а также лидеры социалистов. Многие французы, помнившие, что де Голль сыграл важную роль в движении Сопротивления и высказывался против перевооружения Германии, считали, что лишь его правительство может вывести Францию из тупика, добиться мира в Алжире, защитить национальные интересы Франции.

Таким образом, де Голля поддержала широкая коалиция различных классовых сил, участники которой нередко руководствовались противоположными мотивами.

Цитируется по изд. Новейшая история. 1939-1973. М., 1975, с. 300-302.

 

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
4 сентября, 1958 г.