Договор четырех держав — США, Англии, Франции и Японии, подписанный 13 декабря 1921 г., содержал всего четыре статьи: взаимно уважать права «на свои островные владения и островные территории» в Тихоокеанском регионе; совместно принимать «действенные меры» в случае угрозы этим территориям со стороны какой-либо державы, стоящей вне круга договаривающихся четырех государств; установить 10-летний срок договора с возможностью автоматического продления; считать расторгнутым англо-японский союз, основанный в 1902 г., поскольку договор четырех его заменяет.
Американская администрация, а вслед за ней и историки объявили договор второстепенным, признавая значение лишь четвертой статьи. Однако на деле за его краткими и общими формулировками скрывалась попытка США сколотить блок четырех держав, своего рода «дальневосточную Антанту». В этом смысле договор частично отразил замысел «Ассоциации наций» и имел поэтому принципиальное значение — не случайно он был подписан первым на конференции.
Ст. 4 о ликвидации англо-японского военного союза явилась существенным достижением Вашингтона, поскольку разъединяла основных соперников США на Дальнем Востоке, лишала Японию поддержки, на базе которой она совершила ряд захватов 10, обозначила поворот Англии к «особым отношениям» с США. Однако не менее важными были ст. 1, означавшая примирение США с состоявшимся в Лиге наций распределением мандатов в Тихом океане и с правами Японии на захваченные ею Пэнхуледао, Тайвань и Южный Сахалин, а также ст. 2, где совместные «эффективные меры» могли означать все, что угодно, вплоть до военных мер. Это были статьи, открывавшие возможность военного выступления четырех держав против Китая и против Советской России в случае попытки освобождения от оккупантов указанных островов.
Значение ст. 1 и 2 подтвердили длительные и бурные прения в сенате. На протяжении 15 заседаний сенатор Лодж и другие представители правительственной группировки доказывали, что речь идет лишь об отдаленных коралловых рифах, рассыпанных на просторах океана «подобно ожерелью из лилий» и «едва возвышающихся над водой» 11. С другой стороны, непримиримые изоляционисты подчеркивали, что договор четырех оформляет военный союз, располагающий флотом огромной мощи для того, чтобы господствовать на Тихом океане с помощью силы.
Оценку договора как первой попытки США создать военный блок четырех держав разделяли значительная часть прессы, в частности европейской, ряд политических деятелей. Эту оценку подтвердили и опубликованные госдепартаментом в 1938 г. документы.
Наряду с антисоветской тенденцией, проявившейся в договоре четырех, в политике США отразилась в этот период борьба вокруг вопроса о признании Советского государства 12. Она охватила довольно широкие круги американской общественности, нашла отражение в решениях съездов Коммунистической и Социалистической партий, резолюциях ряда местных профсоюзов, в движении за техническую помощь Советской России. Требования сближения с Россией все чаще выдвигались фермерскими и другими организациями.
В деловых кругах страны интерес к торговле и концессиям подогревался надеждами на «эволюцию строя» в связи с введением нэпа. Ряд американских компаний начали переговоры с советскими представителями о концессиях крупного масштаба. В октябре 1920 г. был подписан проект договора с В. Вандерлипом, предпринимателем из Калифорнии, на нефтеносные земли, угольные копи и рыбные промыслы Камчатки. Не будучи реализован, он тем не менее дал двоякий политический выигрыш, мешая сговору Японии с США и стимулируя интерес к экономическим связям с СССР.
В октябре 1921 г. был заключен договор с «Американской объединенной компанией медикаментов и химических препаратов» о поставках в Россию; в декабре 1921 г.— концессионный договор с Армандом Хаммером о разработке асбестовых месторождений на Урале; в январе 1922 г. Дальневосточная Республика подписала договор с крупной нефтяной компанией «Синклер ойл» о разработке нефтяных богатств Северного Сахалина, причем здесь, как и в соглашении с Вандерлипом, содержалось условие дипломатического признания — в этом случае — Дальневосточной Республики. В течение 1922 г. «Синклер ойл корпорейшн», «Синклер эксплорейшн К°», «Стандард ойл Ко
оф Калифорния» настойчиво требовали от госдепартамента оказать нажим на Японию с тем, чтобы она не ставила препятствий посылке на Сахалин разведывательных экспедиций 13.
Находившийся в Лондоне Л. Красин вел переговоры с агентами «Стандард ойл» о закупке этой компанией нефтепродуктов в Баку и с «Фаундейшн Ко» о строительстве нефтепровода Грозный - Черное море. В октябре 1921 г. Красин телегpафировал в Москву о важности этих переговоров как «первой серьезной деловой связи с крайне авторитетными американскими кругами» 14.
Многие из этих соглашений небыли реализованы. Тенденция к налаживанию торговых и экономичен связей между двумя государствами не возобладала в политике США. Официальные круги страны продолжали держаться курса на непризнаниe. Повторяя аргументы белогвардейского «посла» Бахметьева, госдепaртамент заявлял, что России нечем торговать, она обладает нулевой пoкупательной способностью, разорена, является «гигантским экономическим вакуумом» и никакое восстановление не предвидится, пока существует советский строй 15. Определенные политические круги США считали, что нэп открывает возможность содействовать свержению Советской власти. Отсюда возникли попытки помощи кронштадтскому мятежу, oживление идеи созыва Учредительного собрания. В. И. Ленин писал тогда: «В Америке думают, что большевики являются маленькой группoй злонамеренных людей, тиранически господствующих над большим количеством образованных людей, которые могли бы образовать прекрасное правительство, при отмене советского режима. Это мнение совершенно ложно. Большевиков никто не в состоянии заменить…» 16.
Цитируется по изд.: История США. Том третий. 1918-1945. М. 1985, с. 82-84.
Примечания
10. Русско-японская война 1904—1905 гг., присоединение Кореи в 1910 г., вступление в мировую войну в 1914 г. и захват германской арендованной территории в Китае (фактически всей провинции Шаньдун), а также Маршалловых, Марианских и Каролинских островов.
11. Congressional Record, vol. 57, p. 3550—3557.
12. Подробнее см.: Фураев В. К. Советско-американские отношения, 1917—1939. М., 1964; Цветков Г. Н. Шестнадцать лет непризнания: Политика США в отношении Советского государства в 1917—1933 гг. Киев, 1971.
13. ДЕП СССР, т. 2, с. 552; т. 4, с. 432—433, 442—445, 465—471; т. 5, с. 722—723; FRUS, Diplomatic Papers, 1923: Vol. 1, 2. Wash., 1938, vol. 2, p. 798—815.
14. ДВП СССР, т. 4, с. 433.
15. FRUS, Diplomatic Papers, 1921, vol. 2, p. 760—762 769—773
16. Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 43, с. 129.