Поиск по документам XX века

Loading

Телеграмма МИД СССР послам СССР в ОАР, Алжире, Ираке, Сирии. 15.07.1967

Телеграмма МИД СССР послам СССР в ОАР, Алжире, Ираке, Сирии

15.07.1967

Сов. секретно,

снятие копий воспрещается

Вне очереди

Первое. Посетите в самом срочном порядке Насера (соответственно Бумедьена, Арефа, Атаси или Зуэйна) и, сославшись на поручение Москвы, сделайте следующее заявление:

В ходе длительной борьбы, в частности на Генеральной Ассамблее ООН, за ликвидацию последствий агрессии Израиля против арабских государств четко выявились как друзья арабов, так и их недруги. Выявились также страны, которые по ряду причин и, прежде всего ввиду давления, оказываемого на них силами империализма, не заняли определенной позиции, а при голосовании предложений на Ассамблее, отвечающих интересам арабских стран, — воздерживаются.

Выявилось, что главной целью Израиля и тех, кто стоит за его спиной, является — не допустить принятия на Ассамблее любого решения в пользу вывода израильских войск. С другой стороны, тот факт, что за предложение о выводе израильских войск, содержащееся в резолюции неприсоединившихся стран, было подано 53 голоса, говорит о том, что позиция арабских государств о выводе войск и ликвидации последствий израильской агрессии имеет внушительную поддержку. Мы думаем, что возможности привлечения на сторону арабов и их друзей еще более широкого круга государств не исчерпаны и что даже в оставшиеся дни до окончания работы сессии следует попытаться провести на Ассамблее предложение — пусть и компромиссное по содержанию, — но в пользу вывода войск и ликвидации последствий агрессии Израиля. По нашему твердому убеждению, проект резолюции, который сейчас под влиянием общей обстановки, в том числе позиции арабских государств и всех их друзей, подготовлен странами Латинской Америки, отошедшими от своей прежней более жесткой позиции, может быть подходящим проектом.

Этот проект, врученный нашей делегации 13 июля, гласит:

«Генеральная Ассамблея,

Рассмотрев серьезное положение на Ближнем Востоке,

Считая, что кризис на Ближнем Востоке заслуживает внимания всех государств — членов ООН и для достижения справедливого и прочного мира несомненно необходимо полное участие всех членов ООН,

1. Заявляет, что мир и окончательные решения этой проблемы могут быть достигнуты в рамках Устава Организации Объединенных Наций;

2. Подтверждает принцип, согласно которому захват территории в результате войны является в соответствии с Уставом ООН недопустимым, и, следовательно, ожидается отвод израильских войск на их первоначальные позиции;

3. Подтверждает также, что политический суверенитет и территориальная целостность государств — членов ООН на Ближнем Востоке дают им право на свободу от угрозы войны и что, следовательно, ожидается прекращение состояния войны или отказ от претензий, связанных с таковым, всеми этими государствами;

4. Просит Совет Безопасности в срочном порядке продолжить рассмотрение положения на Ближнем Востоке, непосредственно в сотрудничестве со сторонами и используя присутствие Организации Объединенных Наций с целью достижения соответствующего и справедливого решения всех аспектов проблемы, в частности, с тем, чтобы положить конец давно откладываемой проблеме беженцев и гарантировать свободу прохода по международным путям».

Наша оценка этого проекта такова.

1. Хотя в нем не говорится о немедленном выводе израильских войск, он четко говорит о недопустимости оккупации и о том, что ожидается вывод войск Израиля. В целом по вопросу о выводе войск получается достаточно определенно и сильно, а это — главное.

2. Вопрос о прекращении состояния войны поставлен в сравнительно гибкой форме. По нашему мнению, арабским государствам нечего опасаться этого пункта. (Только для ОАР: [...] нечего опасаться хотя бы потому, что ОАР сама предрешила, что в вопросе о судоходстве через Тиранский пролив она исходит из того, что должен иметь место свободный проход мирных судов и что сила не должна применяться. А это один из важных аспектов понятия состояния войны между Израилем и арабскими странами.)

В проекте не ставится вопроса о подписании арабскими странами каких-то специальных документов, кладущих конец состоянию войны. Дело для арабов облегчается и тем, что от них сейчас не требуется каких-либо правительственных заявлений о том, что они прекращают состояние войны. Следовательно, осуществление этой рекомендации Ассамблеи будет представлять собой еще дальнейший этап борьбы. Но преимущество — в случае принятия рекомендации о выводе войск, хотя бы и в сочетании с рекомендацией, относящейся к прекращению состояния войны, — состоит в том, что она будет давать основания требовать прежде всего вывода израильских войск, поскольку оккупация этими войсками арабских территорий является на сегодняшний день наиболее грубой формой проявления состояния войны. Все это будет работать в пользу отвода израильских войск в качестве первоочередной задачи.

3. В проекте не содержится предложения о заключении мирного договора между Израилем и арабскими странами, не говорится даже о мирном урегулировании, не говорится о юридическом признании Израиля со стороны арабских государств, не говорится о прямых переговорах между Израилем и арабскими государствами. Следовательно, в нем учтено категорическое возражение арабов, наше и неприсоединившихся стран против того, чтобы эти вопросы ставились и нашли прямое отражение в любом проекте резолюции. А ведь американцы и их союзники на всем этом долго настаивали.

4. Хотя авторы проекта исходят из взаимосвязи вывода войск и шагов, направленных на прекращение состояния войны, но эта связь в проекте не выражается в форме прямой зависимости в том смысле, что вывод войск нельзя осуществить без проведения шагов в направлении прекращения состояния войны. Более того, когда авторы реагировали на соответствующие наши замечания по этой части проекта, то они указывали, что по времени, видимо, сначала должен быть осуществлен вывод войск, хотя в резолюции они отразить этого прямо не могут.

5. Что касается пункта, в котором говорится о необходимости рассмотрения ряда проблем, относящихся к Ближнему Востоку в Совете Безопасности, то ни у кого не должно возникать сомнения, что при рассмотрении этих вопросов интересы арабов будут ограждены, так как Советский Союз не допустит в Совете Безопасности принятия решений, направленных против законных интересов арабских государств и их безопасности.

6. Если говорить в целом о проекте, оставляя в стороне отдельные формулировки, не имеющие принципиального значения, то этот проект отличается в сущности от наших предложений, переданных правительствам арабских стран ранее на согласование, в том, что мы предусматривали разрешение вопроса о прекращении состояния войны в Совете Безопасности, а в проекте латиноамериканцев предусматривается сказать об этом уже в рекомендации Генеральной Ассамблеи.

7. Подытоживая все положительное, что содержит проект, и его недостатки, в Москве приходят к определенному выводу, что его необходимо поддержать. Мы исходим, кроме всего прочего, и из того, что хотя формально он представляется от стран Латинской Америки, но по существу является результатом общего давления, которое в ходе сессии Генеральной Ассамблеи оказали на Израиль и его покровителей все государства, поддерживающие арабов, в том числе социалистические страны и сами арабские государства. Разумеется, если бы арабские государства отнеслись положительно к проекту, то целесообразно вести дело так, чтобы проект был внесен от ряда стран, которые представляли бы разные группы, в том числе неприсоединившиеся страны, страны Латинской Америки и др.

Если бы такой проект был принят, а он может быть принят только при поддержке арабских стран, то, по нашему убеждению, арабские государства и все их друзья, в том числе страны социализма, вели бы дальнейшую борьбу за ликвидацию последствий израильской агрессии с более выгодных позиций. Это особенно так, если учесть доминирующее мнение, выраженное на Генеральной Ассамблее в пользу арабских государств, а не в пользу Израиля, учитывая, что даже ряд стран, не голосовавших за наше предложение и проект неприсоединившихся стран, в общем выразили несогласие с политикой Израиля, прибегнувшего к силе. Потому-то Израиль упорно добивается, чтобы Ассамблея не приняла никакой резолюции, которая прямо или косвенно оказывала поддержку арабам, особенно в вопросе о выводе войск.

Вам следует сделать это сообщение по возможности на самом высоком уровне, сославшись на его неотложный характер.

Второе. Исполнение задержите до дополнительного указания.

АВП РФ. Ф. 059. Оп. 56. П. 117. Д. 523. Л. 75—79.

Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 283.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/

Дата документа: 
1967.07.15

Страна и регион:

Дата: 
15 июля, 1967 г.