Поиск по документам XX века

Loading

Телеграмма первого заместителя министра иностранных дел СССР В.В. Кузнецова из Нью-Йорка в МИД СССР. 18.10.1967

Телеграмма первого заместителя министра иностранных дел СССР В.В. Кузнецова из Нью-Йорка в МИД СССР

18.10.1967

Сов. секретно

Вне очереди

18 октября вновь встретились с министром иностранных дел ОАР Риадом для продолжения обмена мнениями по вопросу о Ближнем Востоке.

Подтвердив оценку положения, которую он сделал в беседе с нами 17 октября, Риад сказал, что все признаки свидетельствуют о значительном ужесточении позиции США по сравнению с тем временем, когда США передали свое известное предложение по Ближнему Востоку от 20 июля. Риад сообщил, что на последней встрече с ним Голдберг вновь повторил, что между США и Советским Союзом нет никакой договоренности ни в отношении этого проекта, ни в отношении тех толкований, которые хотели бы сделать американцы, в частности, по вопросу об открытии Суэцкого канала для израильского судоходства. Риад оценивает позицию американцев в том плане, что они в настоящее время стремятся по возможности затянуть время и отказываются даже от тех предложений, которые они делали раньше. Хорошо понимая, отметил Риад, что Израиль не согласится на полный вывод своих войск и, в частности, на возвращение Иерусалима, они ведут нечистую игру и выдвигают заведомо неприемлемые для ОАР требования в отношении обязательства об открытии Суэцкого канала, понимая, что это наиболее трудный для нас вопрос, и стремятся сосредоточить на нем свое давление.

В этих условиях, по мнению Риада, мало оснований рассчитывать на то, что удастся использовать известные американские предложения, выдвинутые ими во время Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи для выработки проекта резолюции по Ближнему Востоку, и, видимо, нужно искать другую основу для разработки резолюции, на базе которой можно было бы вести работу с делегациями и добиваться поддержки со стороны стран — членов ООН.

Риад сказал далее, что ему представляется целесообразным взять за основу латиноамериканский проект резолюции, голосовавшийся на Чрезвычайной сессии Генеральной Ассамблеи, дополнив его рядом общих положений и принципов, таких, как, например, об уважении Устава ООН, международных конвенций и резолюций Генеральной Ассамблеи, т.е. таких положений и принципов, которые, не внося по существу новых элементов и не затрагивая принципиальной позиции арабских государств, делали бы этот проект внешне более привлекательным. При этом Риад подчеркнул, что разработка такого проекта и внесение его в Совет Безопасности поставила бы американцев в трудное положение, поскольку США уже голосовали за соответствующий проект резолюции латиноамериканских стран на Чрезвычайной сессии и им трудно будет изменить свою позицию по нему. Риад пояснил также, что ОАР могла бы согласиться и на включение в указанный проект резолюции принципа о свободе судоходства по международным водным путям, включая Суэцкий канал, поскольку если Израиль согласится уйти со всех оккупированных им территорий, то можно будет решить и вопрос об открытии Суэцкого канала.

Но, подчеркнул Риад, всем совершенно ясно, что Израиль не уйдет из Иерусалима и в этих условиях не возникнет вопроса о практическом осуществлении принципа свободы судоходства. Что касается вопроса о прекращении состояния войны («белиджеренси»), то, если Израиль выведет свои войска со всех оккупированных арабских территорий, проблема прекращения состояния войны тоже может быть решена. Однако, подчеркнул Риад, и этого не случится, поскольку, видимо, Израиль не отведет свои войска со всех занятых им территорий.

Разработка проекта резолюции по Ближнему Востоку на основе латиноамериканского проекта (с включением в него упомянутых общих принципов), по мнению Риада, позволит арабским странам привлечь на свою сторону латиноамериканцев, поскольку, по существу, это будет латиноамериканский проект с известными дополнениями и изменениями.

Риад сказал, что он еще не обсуждал эту идею с представителями арабских государств и не знает, как они отнесутся к ней.

Со своей стороны, в предварительном плане высказали мнение, что считаем изложенный министром подход разумным и конструктивным. Такого рода проект, который был бы приемлем для арабских стран, прежде всего для ОАР, и не наносил бы ущерба принципиальным интересам этих государств, дал бы арабским странам и тем государствам, которые поддерживают их, возможность активно вести работу с делегациями за ликвидацию последствий израильской агрессии, оказывать давление на американцев. Согласие арабских государств на принятие такого решения показало бы, что они, и в первую очередь правительство ОАР, стремятся сделать максимум возможного в сложившихся условиях для нормализации положения на Ближнем Востоке и ликвидации последствий израильской агрессии политическими средствами. Подчеркнули, что в этом случае отказ Израиля и тех, кто его поддерживает, выполнять решение о выводе войск поставил бы их в положение изоляции и дал бы возможность мобилизовать против израильских агрессоров большинство государств — членов ООН. Тогда всему миру было бы видно, кто в действительности несет ответственность за сохранение напряженной обстановки на Ближнем Востоке.

В. Кузнецов

АВП РФ. Ф. 059. Оп. 56. П. 70. Д. 318. Л. 350—354.

Здесь перепечатывается из сборника документов: Ближневосточный конфликт. 1947-1967. Документ № 295.

Электронная версия документа перепечатывается с сайта http://www.alexanderyakovlev.org/

Дата документа: 
1967.10.18

Страна и регион:

Дата: 
18 октября, 1967 г.