Поиск по документам XX века

Loading

Речь депутата Пирузяна А. С. (27 мая 1939 г.)

Председательствующий. Слово предоставляется депутату Пирузяну.

Пирузян А. С. (Кироваканский округ, Армянская ССР). Товарищи депутаты! Третья Сессия Верховного Совета СССР собралась после знаменательного события—XVIII съезда ВКП(б), утвердившего третий пятилетний план развития народного хозяйства.

Третья Сессия Верховного Совета СССР проводит свою работу в обстановке широко развернувшегося социалистического соревнования имени Третьей сталинской пятилетки за высокую производительность труда, за большевистское освоение техники, за дальнейший подъем творческой энергии строителей коммунизма.

Выполнение основных политических и хозяйственных задач второго пятилетнего плана —завершение социалистической реконструкции промышленности и земледелия, окончательная ликвидация остатков эксплоататорских классов, подъем народного благосостояния обеспечили неуклонно растущие темпы подъема всех отраслей народного хозяйства.

Проект государственного бюджета СССР на 1939 г., представленный Правительством на утверждение настоящей Сессии, отражает могучий рост богатств Советской страны и ее грандиозное строительство. Он полностью соответствует задачам народнохозяйственного плана 1939 г., отражает неуклонный подъем всех отраслей социалистического хозяйства и культуры, подъем материального благосостояния народных масс, укрепление обороноспособности нашей социалистической родины, обеспечивает постепенный переход от социализма к коммунизму.

Проект государственного бюджета СССР отражает также грандиозный план развития всех отраслей народного хозяйства и культуры союзных республик, полностью обеспечивает их права, предусмотренные нашей Сталинской Конституцией.

Республиканский и местные бюджеты Армянской ССР за 1938 и 1939 гг. составляют 838 млн. руб., или 85,2 % бюджета первых двух пятилеток вместе взятых.

Знаменательным в проекте бюджета Армянской ССР на 1939 г. является дальнейший рост накоплений народного хозяйства республики. Валовая продукция промышленности Армянской ССР за два пятилетия возросла почти в три раза. Среднегодовой прирост продукции в республике во второй пятилетке составил 34,8 % против 17,1 % среднегодового прироста продукции по Союзу.

Утвержденный на 1939 г. план предусматривает рост валовой продукции по сравнению с 1938 г. на 20,5 %.

Неуклонный рост бюджета Армянской ССР обеспечивается как ростом промышленности, так и блестящими успехами в области сельского хозяйства. Эта успехи выражаются в повышении урожайности зерновых и технических культур, в увеличении поголовья продуктивного животноводства, в систематическом расширении посевных площадей технических культур (винограда, табака, свеклы) на базе всемерного развития механизации сельского хозяйства.

В результате роста и развития производства, увеличения накоплений предприятиями социалистического хозяйства удельный вес отчислений от прибылей предприятий обобществленного сектора увеличивается в 1939 г. по сравнению с 1938 г. на 26о/о. Увеличиваются и прочие доходы.

За счет этого снижается удельный вес налога с оборота в доходной части бюджета 1939 г. до 68,3 % против 71,3  % в 1938 г.

За 1938—1939 гг. из бюджета Армянской ССР в 838 млн. руб. направлено на просвещение 420,3 млн. руб., или 50,2 %, на здравоохранение—117,4 млн. руб., или 14 %, на народное хозяйство—168,3 млн. руб., или 20 %, на социальное обеспечение— 27,7 млн. руб., или 3,3 %.

В 1939 г. по сравнению с 1938 г. расходы на просвещение возросли на 13,2 %, на здравоохранение — на 12,7 %, а по всем социально - культурным мероприятиям вместе взятым — на 13,2 %.

[67]

Удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия по бюджету 1939 г. составляет 69 % против 66 % в 1938 г. Расходы из бюджета по финансированию народного хозяйства за 1938—1939 гг. снижаются. Это объясняется дальнейшим ростом накоплений социалистических предприятий и заменой бюджетного финансирования собственными средствами социалистического хозяйства. Так, в общем объеме капитальных работ в 61 млн. руб. государственный бюджет обеспечивает 44 млн. руб.

В республиканском бюджете Армянской ССР на 1939 г. предусмотрен значительный рост ассигнований на культуру, науку и искусство. Это усилит творческую работу социалистической интеллигенции, будет служить поднятию культурного уровня и политической активности строителей коммунистического общества.

Сталинская забота о человеке нашла полное отражение в бюджете. Если расходы на просвещение в Армянской ССР на одну душу населения в 1938 г. составляли 162 руб., то в 1939 г. они составят 186 руб. Возросли расходы и по здравоохранению. Значительно увеличились затраты на все виды лечебного обслуживания, на охрану здоровья детей и всего населения.

Все эти мероприятия вызывают невиданный подъем трудового энтузиазма, мобилизуют народы нашей великой родины на борьбу за разрешение поставленной товарищем Сталиным основной экономической задачи—перегнать и в экономическом отношении главные капиталистические страны Европы и Соединенные Штаты Америки в ближайшие 10—15 лет.

Перехожу к вопросу о соблюдении плановой и бюджетно-сметной дисциплины. При исполнении бюджета 1938 г. в ряде наркоматов и предприятий все еще имели место отдельные факты нарушения финансовой дисциплины.

Необходимо впредь усилить контрольно-ревизионную работу Наркомфина СССР на местах.

Некоторые предприятия местной промышленности недодали плановых накоплений и недовыполнили план по промышленности стройматериалов и нерудных ископаемых.

В ряде звеньев государственной торговли работа протекает неудовлетворительно. В результате, несмотря на перевыполнение доходов в целом по бюджету 1938 г., отчисления от прибылей поступали не полностью.

Это значит, что вопросы экономии в производстве и борьбы за

[68]

дальнейшее укрепление хозрасчета, за снижение себестоимости не везде находятся в центре внимания руководителей организаций.

В 1939 г., необходимо обеспечить лучшее планирование производства и полное выполнение производственной программы.

Товарищи депутаты! Бюджетная Комиссия Совета Союза достаточно детально обсудила бюджеты и в частности бюджет Армянской ССР. Я только хочу обратить ваше внимание на следующие вопросы.

Во-первых, в Армянской ССР преобладают безрельсовые дороги. Возросшее народное хозяйство республики ежегодно увеличивает нагрузку шоссейных дорог. Ряд дорог приобрел важное государственное значение, эти дороги являются основными путями связи с глубинными районами республики. Необходимо связать эти дороги с железнодорожными узлами. У нас дорогой союзного значения с давних пор считается магистральная линия Ереван-Тбилиси. Необходимо включить в сеть дорог союзного значения дороги Ереван—Севан—Кафан (Зангезур) через Семенский перевал.

Такие важные дороги не включены в перечень союзных дорог из-за ограниченных ассигнований на эту цель по союзному бюджету.

Во-вторых, нынешнее состояние районной связи во вновь организованных административно-территориальных районах и сельсоветах крайне неудовлетворительно. Эти районы не обеспечены телефонной связью с республиканским центром и некоторыми сельсоветами. Радиофикация в этих районах отсутствует. На эти отдаленные районы не обращалось в прошлом должного внимания. Установление связи районов с центром республики и радиофикация — неотложное дело.

В этом отношении ассигнования из союзного бюджета недостаточно отражают действительную потребность в телефонизации и радиофикации районных центров и сельсоветов.

В-третьих, народные суды в ряде районов помещаются в неудобных, неприспособленных помещениях, что мешает их работе. В связи с разукрупнением районов и созданием новых судебных участков крайне необходимо обеспечить народные суды соответствующими помещениями.

Мы считаем необходимым увеличить ассигнования по союзному бюджету на эту цель.

В-четвертых, шесть районных центров Армянской ССР, являющихся городами, находятся на низком уровне благоустройства.

[69]

При рассмотрении контрольных цифр в нынешнем году Наркомфин СССР приравнял эти города к сельским районным центрам с соответствующим ассигнованием средств. Эти ассигнования не покрывают даже минимальных потребностей вновь организованных районных центров.

Проведение благоустройства в 1939 г. в этих районах и новых городах требует увеличения отпуска средств по республиканскому бюджету. Я разделяю замечания, сделанные по этому вопросу тов. Вахрушевым.

Наркомфин СССР на благоустройство районных центров предусматривает отпуск средств в размере 25 тыс. руб., без учета видов предстоящих работ, состояния благоустройства и значения отдельных районов.

Кстати, должен отметить, что Наркомфин при составлении проекта бюджета на 1939 г. допустил ряд пробелов.

Вам известно постановление Экономсовета от 20 марта 1939 г., в котором говорится, что на расширение существующих и строительство новых мелких черепичных заводов ассигнуется 52 млн. руб.

Однако до сих пор Наркомфин СССР не обеспечил финансирование строительства черепичных заводов.

В текущем году Наркомфин СССР при рассмотрении контрольных цифр бюджета совершенно необоснованно занизил среднюю ставку зарплаты педагогов и запланировал высокую наполняемость одного класса, в результате чего 130 классов в нашей республике не обеспечены средствами. И только через Бюджетную Комиссию Совета Союза в бюджете Армянской ССР восстанавливаются необходимые ассигнования по фонду зарплаты педагогов.

В-пятых, одно из важнейших мероприятий—оборудование начальных школ—не получило должного отражения в бюджете. Этот вопрос при составлении бюджета Наркомфином СССР упущен.

Я думаю, что выражу мнение депутатов и других республик, поднимая вопрос об увеличении ассигнований на оборудование сельских школ, как существующих, так и вновь строящихся.

Исходя из этого, я вношу предложение увеличить ассигнования и внести соответствующие поправки в представленный проект бюджета СССР и Армянской ССР на 1939 г.

По государственному бюджету СССР. В раздел «Народное хозяйство», в параграф IV «Дорожное хозяйство» по сметам Главного управления шоссейных дорог при НКВД и главных

[70]

дорожных управлений при СНК союзных республик необходимо включить соответствующие дополнительные ассигнования на дороги, переходящие из республиканских в союзные и из местных—в республиканские.

В тот же раздел, в параграф III «Транспорт и связь» по смете НКСвязн необходимо внести дополнительные ассигнования на телефонизацию и радиофикацию.

По бюджету Армянской ССР. В раздел «Народное хозяйство», в параграф VI «Народный комиссариат коммунального хозяйства» надо внести ассигнования на благоустройство городов и районных центров.

В раздел «Социально-культурные мероприятия», в параграф VII «Просвещение» надо внести ассигнования на оборудование школ.

В параграф XI «Суд» необходимо внести ассигнования на помещения для народных судов.

Товарищи депутаты! Я полностью поддерживаю предложение об утверждении внесенного Правительством проекта государственного бюджета СССР на 1939 г. со всеми добавлениями Бюджетной Комиссии.

Великая страна социализма создала мощную вооруженную силу, способную отстоять родину от посягательства любых врагов. Это результат исключительного внимания, которое всегда уделяли и уделяют большевистская партия и Советское Правительство обороноспособности нашей страны.

Большевики горды сознанием того, что им удалось при поддержке всего советского народа создать могучий оплот мира, хорошо вооруженную, сильную своей сознательностью и патриотизмом Красную Армию и Морской Флот, готовых нанести сокрушительный удар тому, кто попытается посягнуть на границы Советского Союза.

Чувство гордости и радости охватывает каждого советского патриота, когда он видит новые мероприятия партии и Правительства по усилению мощи Красной Армии и Флота. Мы не только единодушно одобряем ассигнования в сумме 40 885 млн. руб. на оборону нашей страны, но и заявляем, что если потребуется, то и жизнь свою не пощадим для того, чтобы защитить свою родину и уничтожить любого врага. (Аплодисменты.)

Товарищи депутаты! Народы Советского Союза, помня о капиталистическом окружении, дружной семьей пойдут по пути дальнейшего укрепления оборонной мощи Советской державы, по пути развития всех отраслей народного хозяйства и культуры, по пути

[71]

борьбы за увеличение промышленного производства и дальнейшего расцвета сельского хозяйства, роста стахановского движения для выполнения народнохозяйственного и финансового плана в 1939 г.

Сплоченные вокруг партии Ленина—Сталина, под руководством гения человечества товарища Сталина, мы пойдем к новым победам коммунизма. (Аплодисменты.)

[72]

 

Страна и регион:

Дата: 
27 мая, 1939 г.