В могучем экономическом и культурном росте нашей страны, в укреплении ее обороноспособности огромную роль сыграл государственный бюджет. Советский бюджет, советский рубль были и остаются действенным орудием в борьбе за коммунизм, одним
[358]
из важнейших инструментов в организации и укреплении социалистического хозяйства.
В. И. Ленин указывал, что без успешного проведения финансовой политики мы не можем иметь успеха в области экономической. Партия, Правительство и лично товарищ Сталин уделяют огромное внимание советским финансам. Товарищ Сталин развил и обогатил ленинское учение о советских деньгах. Партия и Правительство неустанно заботятся о повышении эффективности работы .советской финансовой системы, об усилении ее роли в перераспределении народного дохода и контроля рублем над хозяйством.
Партия под руководством товарища Сталина развеяла в прах контрреволюционные измышления право-троцкистских бандитов, : пытавшихся отождествить наши деньги с капиталистическими. Сокрушительный удар был также нанесен вредительской «левацкой» болтовне об отмирании денег и торговли в период социализма. Партия под руководством товарища Сталина разоблачила и разгромила врагов народа, орудовавших в финансово-банковской системе, и выдвинула на финансовую работу новых людей, до конца преданных делу Ленина—Сталина,
Еще в начале второй пятилетки буржуазные экономисты усиленно распространяли в печати слухи о мнимом крахе советского рубля, о том, что Советский Союз якобы неплатежеспособен и т. д. Жизнь, однако, подтвердила обратное. Обесценился не советский рубль, а буржуазные валюты. В годы экономических потрясений, охвативших весь капиталистический мир, СССР остался единственной страной, обладающей твердой валютой. «Устойчивость советской валюты обеспечивается прежде всего громадным количеством товарных масс в руках государства, пускаемых в товарооборот по устойчивым ценам» (И. Сталин).
Успешное осуществление основных политических и хозяйственных задач второй пятилетки, развитие стахановского движения и крупные организационно-финансовые мероприятия по усилению хозяйственного расчета обеспечили огромный рост социалистических накоплений, еще больше укрепили наш рубль и всю систему советских финансов.
Иллюстрацией к этому могут служить такие факты,
Общий объем государственного бюджета СССР (союзный, республиканские и местные бюджеты) составил за годы второй пятилетки 362,1 млрд. руб. по доходам и 348,8 млрд. руб. по расходам. Доходы превысили расходы па 13,3 млрд. руб.
[359]
Подавляющую долю доходов государственный бюджет получил из накоплений социалистического хозяйства.
Государственный бюджет СССР во второй пятилетке направил на финансирование народного хозяйства 183,7 млрд. руб. По сравнению с первой пятилеткой расходы на народное хозяйство увеличились в 3,4 раза. В основном средства направлялись на капитальное строительство; на эти цели из бюджета было дано 88,8 млрд. руб. Общий же объем капиталовложений в народное хозяйство во второй пятилетке составил (в ценах соответствующих лет) 137,5 млрд. руб. Таким образом, во второй пятилетке государственный бюджет обеспечил 64,6 % всех затрат на увеличение основных фондов страны.
Особенно сильно выросли во второй пятилетке расходы государственного бюджета на социально-культурные мероприятия. Они составили 73,2 млрд. руб., что в 5,7 раза превышает затраты из бюджета в первой пятилетке. С учетом же того, что израсходовано за счет бюджета соцстраха и других источников, затраты на культуру составили за 1933—1937 гг. свыше 110 млрд. руб. Из них на просвещение было израсходовано 65,9 млрд. руб., на здравоохранение—28,9 млрд. руб., на социальное обеспечение—16,1 млрд. руб. Эти колоссальные средства обеспечили исключительно быстрые темпы развития народного образования и здравоохранения, позволили повысить материальное обеспечение учителей, медицинских и других работников, значительно усилить заботу о матерях и детях.
Распределение бюджетных средств по отдельным союзным республикам во второй пятилетке, как и раньше, базировалось на принципах ленинско-сталинской национальной политики и способствовало быстрой ликвидации хозяйственной и культурной отсталости национальных республик и областей. В то время как государственный бюджет СССР в целом увеличился в 1937 г. по сравнению с 1933 г. на 164,1 %, бюджет Казахской ССР увеличился на 405,1 %, Киргизской ССР—на 367,7 %, Туркменской ССР на 187,8 % и т. д.
Партия Ленина—Сталина и Советское Правительство проводят правильную финансовую политику—политику, отвечающую кровным интересам советского народа. В результате осуществления этой политики мы добились гигантского усиления финансовой мощи Советского Союза. СССР располагает огромными внутренними ресурсами, вполне достаточными для того, чтобы профинансировать
[360]
еще более грандиозную программу народнохозяйственного, социально-культурного и оборонного строительства в третьей сталинской пятилетке.
Величественная программа третьей пятилетки известна вам из доклада товарища Сталина и товарища Молотова на XVIII съезде ВКП(б) и из решений съезда. Масштабы и качественные особенности третьего пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР определяются тем всемирно-историческим фактом, что наша страна вступила «в новую полосу развития, в полосу завершения строительства бесклассового социалистического общества и постепенного перехода от социализма к коммунизму» (Из резолюции XVIII съезда ВКП(б) по докладу товарища В. М. Молотова).
Догнать и перегнать наиболее развитые капиталистические страны также и в экономическом отношении—такова задача, поставленная товарищем Сталиным перед народами нашей страны. «Только в том случае, — сказал на XVIII съезде ВКП(б) товарищ Сталин,—если перегоним экономически главные капиталистические страны, мы можем рассчитывать, что наша страна будет полностью насыщена предметами потребления, у нас будет изобилие продуктов, и мы получим возможность сделать переход от первой фазы коммунизма ко второй его фазе».
Выполнение третьего пятилетнего плана будет означать гигантский шаг вперед в деле осуществления поставленной товарищем Сталиным исторической задачи. И это вполне понятно: третий пятилетний план представляет собой грандиозную программу дальнейшего мощного подъема социалистической промышленности и всех других отраслей народного хозяйства, дальнейшего бурного роста культуры и материального благосостояния народа, всемерного укрепления обороноспособности Советского Союза.
На дело осуществления третьего пятилетнего плана необходимо мобилизовать весьма и весьма внушительные средства. Это требует максимального роста накоплений социалистического хозяйства на основе дальнейшего укрепления советского рубля и усиления хозрасчета на наших предприятиях, требует значительного улучшения деятельности всего финансового и кредитно-денежного механизма страны.
XVIII съезд ВКП(б) определил рост народного дохода за третью пятилетку в 1,8 раза и установил в связи с этим «полную возможность обеспечить растущими доходами населения и государства как нужды народного потребления, так и государственные
[361]
нужды в развитии народного хозяйства, укреплении обороноспособности и создании необходимых государственных резервов». Дело за тем, чтобы в полной мере использовать эту возможность, привести в движение все наши богатейшие ресурсы, организовать четкую работу финансового и кредитного аппарата страны.
[362]