Поиск по документам XX века

Loading

Болгаро-турецкий договор 1915 года, 6 сентября (РИЭ, 2015)

Болгаро-турецкий договор — двустороннее дипломатическое соглашение об исправлении границы 24 августа (6 сентября) 1915, зафиксировавшее уступку Турцией Болгарии полосы земли в долине р. Марица и турецкого участка железной дороги Свиленград — Адрианополь — Дедеагач.

По условиям Константинопольского мирного договора 1913, определившего границу между Болгарией и Турцией после Балканских войн 1912—1913, под властью Турции оставалась долина р. Марица от впадения в нее р. Тунджа до Эгейского моря. В результате Балканских войн Болгария получила всего один оборудованный порт на Эгейском море — Дедеагач (современный Александруполис), близ устья р. Марица. Однако участок железной дороги в долине р. Марица, ведшей от Дедеагача в Центральную Болгарию, проходил по турецкой территории вблизи Адрианополя. Это создавало серьезные экономические и политические затруднения для Болгарии, и потому решение вопроса об исправлении линии границы было необходимым условием для заключения союза между Болгарией и Турцией и вступления Болгарии в Первую мировую войну на стороне Центральных держав.

Переговоры болгарской и турецкой сторон велись в июне—августе 1915 в условиях строгой секретности и не раз заходили в тупик, несмотря на содействие австрийской и германской дипломатии. Изначально Болгария добивалась от Турции уступки всей территории Фракии до линии городов Мидия — Энос, включая и Адрианополь. Для Турции эти условия были неприемлемы. Она соглашалась лишь на уступку правого берега Марицы, за исключением пояса фортов крепости Адрианополь. Однако под давлением военно-политической обстановки и сильным нажимом дипломатии Центральных держав обе стороны были вынуждены пойти на компромисс.

21 августа (3 сентября) 1915 конвенция об исправлении границы между Болгарией и Турцией была парафирована в Софии болгарским министром-председателем В. Радославовым и турецким посланником Фетхи-беем и окончательно подписана 24 августа (6 сентября). Новая линия границы начиналась от села Константиново на правом берегу р. Тунджа и шла, на удалении 2 км к востоку от р. Марица, до Эгейского моря. Согласно условиям конвенции, 10 [23] сентября Болгария брала под свой контроль железную дорогу; турки должны были оставить эту территорию с 15 [28] сентября. Болгария приобрела предместье Адрианополя Карагач, с железнодорожной станцией, однако город Энос оставался за Турцией. Всего Болгария получала 2390 кв. км плодородной земли, а также становилась единоличным обладателем железной дороги Свиленград — Адрианополь — Дедеагач. Новость о заключенном договоре была воспринята как сенсация и как неоспоримое свидетельство сделанного Болгарией выбора в пользу союза с Турцией и Центральными державами в шедшей мировой войне.

Договор об исправлении границы устранил последние важные разногласия между Болгарией и Турцией и тем самым напрямую способствовал вступлению Болгарии в мировую войну на стороне Центральных держав.

В. Б. Каширин.

Российская историческая энциклопедия. Т. 3. М., 2015.

Литература:

Влахов Т. Отношенията между България и Централните сили по време на войните 1912—1918 г. София, 1957; Марков Г. Голямата война и българският ключ за европейския погреб 1914—1916. София, 1995; Silberstein G. E. The Troubled Alliance. German-Austrian Relations, 1914—1917. Lexington, Kentucky, 1970. 

Персоналии:

Страна и регион:

Дата: 
6 сентября, 1915 г.