Арка на КВЖД.
КИТАЙСКО-ВОСТОЧНАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА (КВЖД) - одноколейная железнодорожная магистраль (участок Великой Сибирской магистрали). Проходила в Сев.-Вост. Китае от станции Маньчжурия через Харбин до Даляня (Дальний) и соединяла Забайкальскую железную дорогу и Уссурийскую железную дорогу с портами Владивосток, Порт-Артур и Дальний. Протяженность КВЖД к 1913 г. составляла 2269 верст. Концессию на строительство железной дороги Россия получила в 1896 г. по Русско-китайскому договору 1896 г. Магистраль была опорной линией для продвижения России на Дальний Восток, что вызывало противодействие Японии. По Портсмутскому мирному договору 1905 г. южное направление КВЖД от Чаньчуня (Куанчэнцзы) до Даляня и Порт-Артура отошло к Японии, получив название Южно-Маньчжурская железная дорога (ЮМЖД).
В 1920—1930-х гг. из-за владения КВЖД неоднократно возникали международные конфликты. После поражения Японии во Второй мировой войне 1939— 1945 гг. КВЖД и ЮМЖД перешли (февраль 1950) в совместное управление СССР и Китая под названием КЧЖД (Китайская Чаньчунская железная дорога).
После создания Китайской Народной Республики СССР безвозмездно передал ее правительству все свои права по совместному управлению КЧЖД со всем принадлежащим имуществом (протокол от 31 декабря 1952). С 1953 г. — Харбинская железная дорога.
Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 223-224.