Поиск по документам XX века

Loading

Самодержавие

САМОДЕРЖАВИЕ — особая монархическая форма правления, при которой монарху (царю, императору, султану, хану, шаху и пр.) принадлежит не только вся полнота верховной власти, но и осуществляется ее сакрализация (обожествление). Самодержавие, в отличие от абсолютизма западного типа, не предусматривает никакого баланса прав и обязанностей даже для привилегированных слоев общества; ценность верховной монаршей власти неизмеримо выше ценности не только индивидуального, но и сословного права. Социальной базой самодержавия, особенно в период его становления, чаще всего выступал мелкий служилый и чиновный люд (мелкие феодалы в отличие от феодальной знати), часть духовенства, государственные крестьяне-промысловики, а также те городские слои населения, самоокупаемость которые предпочитали гражданско-правовым ценностям ценности коллективистского, корпоративного, религиозно-морального порядка жизни (характерно для Российского государства XVI—XIX веков).

Словарь терминов и понятий по обществознанию. Автор-составитель А.М. Лопухов. 7-е изд. переб. и доп. М., 2013, с. 357-358.

Tags:

 

Письмо С. В. Зубатова в редакцию журнала «Гражданин», № 69-70 за 1907 г.

Итак, по убеждению «Гражданина» (дневник 2 сент.), октябристы должны быть признаны конституционалистами, в западноевропейском значении этого слова. Здесь сомнения невозможны: стоит припомнить текст программы партии, приведенный в № 11191 «Нового Времени», от 10 мая с. г. § 1 ее гласит: Российская Империя есть единая и нераздельная наследственная конституционная монархия, в которой император, как носитель Верховной власти, ограничен постановлениями основных законов...

Письмо С. В. Зубатова в редакцию журнала «Гражданин», № 61-62 за 1907 г.

Сильное и отрадное впечатление производит предпринятая «Гражданином» настойчивая проповедь внесения ясности и определенности в редакцию наших основных законов. Для верных самодержавию сердец подобная мера — нравственная, непреоборимая потребность; для правильного общего течения государственных дел это — неотложная необходимость. Выяснись вопрос точно и определенно, часть борющихся сил непременно оставит арену: одни — в силу удовлетворенности; другие — за безнадежностью дальнейшего препирательства, и общий уровень боевого настроения несомненно спадет. Останутся в действии непримиримые элементы и профессиональные политики, которые, по самому своему существу, обязаны уже политиканить; широкие же слои населения, затянутые в политику самою неопределенностью положения вещей, тотчас и с величайшим удовольствием оставят свою, невольно занятую, позицию. Впрочем, последнее замечается уже ныне воочию. Остается, так сказать, только поставить точку над i.

Письмо С. В. Зубатова в редакцию журнала «Гражданин», № 19 за 1906 г.

В манифесте 20 февраля нашел логичное, простое, практичное и целесообразное разрешение задачи — привлечь выборных от населения людей к законодательной деятельности и, при этом, непременно сохранить незыблемость основных законов Империи. Почин пересмотра основных законов сохранен за Монархом, а Государственному Совету и Государственной Думе предоставлено возбуждать предположения об отмене, изменении или издании обыкновенных законов...

Письмо С. В. Зубатова в редакцию журнала «Гражданин», № 87 за 1906 г.

Особенность нашей русской конституции выражается в том, что последняя построена по формуле «царь и народ — нераздельное единство», между тем как в основу западноевропейских конституций положен принцип противоположения монарха народу; первая, поэтому, является формой монистического построения государства, а вторые — дуалистического. Эта разница — не случайность, а имеет серьезные исторические основания. Современное западное государство выросло из средневекового строя, признававшего права монарха и сословий, церкви и государства одинаково первоначальными и самостоятельными, почему эти субъекты прав могли вступать между собою и в борьбу и в соглашение.

Письмо С. В. Зубатова в редакцию журнала «Гражданин», № 82 за 1906 г.

Законодательная, исполнительная и судебная власти не суть отдельные самостоятельные власти, а являются лишь функциями единой, по существу, неделимой государственной власти, как их сущности, получающими свои наименования в зависимости от объектов применения последней. Самая раздельность функций от их сущности достаточно свидетельствует, что обладание первыми не предполагает еще обладания и второю: для этого необходимы особые акты или события, вне которых может иметь место осуществление функций власти лишь по поручению ее верховного носителя, по делегации от него, в качестве его органа, а не по собственному верховному праву. Так именно обстоит дело с нашей государственной реформой...

Письмо С. В. Зубатова в редакцию журнала «Гражданин», № 3 за 1906 г.

...Что такое ограниченное и неограниченное самодержавие? Профессор Коркунов, ныне покойный, в своем «Русском государственном праве» так рэтот вопрос. Самодержавной власти может быть противопоставлено субъективное право (самодовлеющее собственное право) народа (отдельных сословий, местностей, граждан), — тогда является ограничение власти. Это и имело место в западной государственной жизни. Но может быть и так, что самодержавной власти будет противопоставлено не субъективное, а объективное право — не чужое право, а норма, закон. Законность явилась в нашей государственной жизни не ограничением, извне навязанным власти, а собственным ее созданием...
Подписка на Самодержавие